Темы: Голем, Разум, Предназначение, Тора и наука, Свобода выбора, Душа, Жизнь, Змей, Растения, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПриветствую вас, уважаемый рав! Как вы считаете, если в будущем появится искусственный интеллект-робот, сопоставимый с человеческим, нужно ли будет уравнивать его в правах с людьми, полностью или частично? Роман
Здравствуйте, Роман!
Ваш вопрос понятен в свете того, что искусственный интеллект нередко помещают внутри конструкции, напоминающей по форме человеческое тело и выполняющей некоторые похожие функции. Отсюда чувство, что этот робот — «почти человек». Особенно в фильмах, где сценаристы специально наделяют таких роботов эмоциями, характером с положительными или отрицательными чертами, «душой» — чтобы зрители за них переживали. В таких фильмах подчас не найдешь, где же у робота «кнопка».
Однако в реальной жизни кнопка — или ее эквивалент — всё-таки обычно есть. И робот с любым уровнем интеллекта всё-таки не человек, а машина. Хотя в некоторых аспектах ее интеллект уже может превосходить человеческий. Как съязвил недавно Илон Маск: Каспаров играет в шахматы почти так же хорошо, как его айфон. И, тем не менее, Каспаров — человек, а айфон — нет.
Потому что на самом деле «человечность» определяется вовсе не интеллектом. Простой пример: по мнению большинства мудрецов, змей до того, как подтолкнул Хаву и Адама к греху, умел говорить и буквально провел с Хавой беседу, записанную в Торе (Берешит 3). А значит, умел и думать. И ходил на двух ногах. Какие там человекообразные обезьяны, вот кто был человекообразным! Или, используя наши тут термины, имел интеллект, сопоставимый с человеческим, — даже не искусственный, а сотворенный Тем же Б-гом. И всё равно это был не человек, а змей.
Ибо человека определяет свобода выбора. Не только понимание, что такое хорошо и что такое плохо, но и умение заставить себя выбрать первое, даже если последнее легче, привлекательнее, соблазнительнее. Интеллектом можно всё понимать, но всё равно оставаться рабом своих инстинктов. Даже если бы волк понимал, что ягненок виноват лишь тем, что хочется ему, волку, кушать, всё равно голод толкнул бы его на съедение ягненка. И не потому, что волк «злой», а потому что он не может иначе.
Именно совершая правильный выбор, человек выполняет миссию, для которой был создан Б-гом: совершенствовать себя и мир — и так заработать награду в Будущем мире. И именно поэтому, например, его нельзя убивать: это значит — лишить возможности продолжить миссию и заработать еще больше. Только Б-г может решать, сколько эта миссия еще должна продолжаться.
Поэтому даже разумный змей — не человек, а животное. У него нет свободы выбора, он был создан для того, чтобы тем или иным образом служить человеку, и его разум — лишь инструмент, средство для выполнения этой цели. Физической кнопки у него, конечно, не было, но вся его жизнь — результат «нажатия кнопки» Б-гом, Создавшим его.
Впрочем, животные, по мнению Рамбана[i], тоже являются живыми существами (не «роботами») и обладают в какой-то степени свободой выбора, они могут выбирать свои действия (в отличие от растений, которые даже такой свободой не обладают, хотя тоже, строго говоря, являются живыми организмами). Поэтому на начальном этапе существования мира — до Потопа — не было разрешено убивать животных, чтобы есть их мясо. И после Потопа сохранился запрет понапрасну причинять им боль.
Искусственный же интеллект — это чистой воды машина, выполняющая все свои действия не потому, что решила: так хорошо / так хочу, а потому что так запрограммирована. И боли тоже никакой не испытывает. Таким образом, она — всего лишь инструмент в руках того, кто ее использует, как калькулятор или автомобиль. Соответственно, говорить о наделении ее какими-либо «правами человека» не приходится.
Хотя конечно, когда эта машина по форме — тем более по голосу — напоминает человека (особенно женщину!), трудно удержаться от ощущения, что перед тобой «ну прямо человек», и вести себя соответственно. Что ж, никто и не заставляет бить или оскорблять машину, только воздержаться от этого следует не потому, что ей больно, а потому что это просто глупо…
Наконец, заметим, что само понятие «права человека» — современная идея, возникшая как реакция на тысячелетия несправедливостей, совершенных одними людьми в отношении других. А так — даже о человеке правильнее сказать, что он — творение Б-га, принадлежащее Ему, и нельзя без разрешения Владельца наносить ему какой-либо ущерб, физический или моральный. И что надо любить и его, и Сотворившего его Б-га. А еще: что обидчик наносит ущерб и собственной душе, становится злее, падает ниже, а ведь он тоже — творение Б-га, принадлежащее Ему. То есть все мы братья, сыны одного Отца, и когда один причиняет боль другому, понятно, что Отцу больно за обоих — за каждого по-Своему.
Задача каждого из нас — стать лучше и добрее и «в беде не бросить друга никогда» — и потому, что его надо любить, и потому, что именно так мы станем лучше и добрее. А не потому, что у друга есть на нашу помощь какие-то «права». Нет, у него прав нет, может только просить, но у нас есть обязанность. Так никто не будет требовать помощь, но сможет, из чувства доброты и/или долга ее оказать.
С уважением, Меир Мучник
[i] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
Рав Реувен Куклин
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Реувен Куклин
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Арье (Лев) Кацин
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Согласно преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Берл Набутовский
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Глава из книги «Сефер атодаа»
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его