Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Также пусть человек имеет в виду, что колесо фортуны поворачивается, и рано или поздно он сам, или его сын, или внук будут нуждаться в милостыне. И пусть ему даже в голову не приходит сказать: «Как же я буду растрачивать свои деньги на милостыню?» Поскольку следует ему знать, что деньги эти не его, а лишь даны ему на хранение, чтобы он делал с ними то, чего хочет истинный хозяин их, и это — доля его от всего его труда в этом мире, как сказано: «…и пойдет впереди тебя милостыня твоя».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Могу ли я пойти на экскурсию с дегустацией на местную пивоварню?

Темы: Окунание посуды, Запреты, Кашрут, Ассимиляция, Миква, Подарки, Еда, Варка

Отложить Отложено

Здравствуйте! Мы живем в Бельгии. Меня пригласили на экскурсию с дегустацией на местную пивоварню. Насколько я понимаю, нет проблемы пить пиво, т. к. оно всё кошерно. Вопрос в том, что в начале экскурсии дарят фирменный стеклянный бокал, который можно использовать для дегустации, а затем забрать домой. Можно ли пользоваться им без окунания в микву[i]? Где-то слышал, что одноразово можно пользоваться посудой даже без окунания. N.


[i] Маленький бассейн для ритуального омовения.

Отвечает рав Яков Шуб

Здравствуйте, N.

Большое спасибо, что обратились к нам. Сначала давайте попробуем определить, какие галахические (относящиеся к области еврейского Закона) вопросы могут возникнуть во время такой экскурсии:

— Любое пиво является кошерным?

— Есть ли проблема пить пиво, сваренное в нееврейской пивоварне?

— Разрешено ли пить из бокала, который Вы получили в подарок, не окуная его в микву?

— Можно ли пить пиво на пивоварне?

Теперь рассмотрим вкратце эти вопросы:

1. Любое пиво является кошерным?

Принято считать, что обычное пиво является кошерным, даже если на нем нет знака кашрута. Дело в том, что стандартный набор ингредиентов пива — вода, солод, хмель, дрожжи, — а также процесс его производства не являются проблематичными с точки зрения кашрута. Хотя понятно: чтобы быть полностью уверенным лучше употреблять пиво только со знаком кашрута. 

Если же в пиве содержатся какие-то дополнительные ингредиенты или вкусовые добавки, то его нельзя пить, не проверив кошерность этих ингредиентов и добавок.

Специалисты по кашруту рекомендуют воздерживаться от употребления пива, производимого небольшими (бутиковыми) компаниями, без надлежащей проверки, поскольку иногда они могут класть различные добавки без маркировки или менять процесс производства.

Следует также обратить внимание на возможную проблему с зерном от нового урожая — «хадаш». Дело в том, что злаковые нового урожая запрещено употреблять до 17 Нисана (а в диаспоре до 18 Нисана). Существует спор о том, распространяется ли данный запрет также и на пиво, приготовленное из зерна, выращенного в диаспоре. Поэтому в странах, где для производства пива используют и зерно летних посевов, тому, кто хочет соблюсти этот закон в самой строгой версии, следует воздержаться от употребления пива, произведенного с ноября до Песаха.

2. Есть ли проблема «бишуль акум» (пищи, приготовленной неевреем), когда речь идет о пиве, сваренном в нееврейской пивоварне?

Нет проблемы с пивом, которое приготовил нееврей. Как известно к воде не относится запрет пищи, приготовленной неевреем. Поэтому, так как основным ингредиентом пива является вода, мы не принимаем во внимание зерно, которое тоже входит в его состав (Тосафот[i] к Авода Зара 31 б).

3. Разрешено ли пить из бокала, который Вы получили в подарок, не окуная его в микву?

Как известно, когда еврей приобретает любую металлическую и стеклянную посуду, которая была изготовлена неевреем или какое-то время являлась собственностью нееврея, ее необходимо окунуть в микву, согласно еврейскому Закону.

Вы пишете, что разрешено одноразово использовать посуду, не окуная в микву. К сожалению, это является распространенным заблуждением и не имеет под собой галахических оснований.

Получается, что если в начале экскурсии посетителям дарят стеклянный бокал, из которого они потом пьют пиво, а после экскурсии они забирают этот бокал себе, то есть проблема. Ведь бокал принадлежал нееврею, а теперь, когда еврей получает его в подарок, бокал становится его собственностью, следовательно из него нельзя будет пить, не окунув в микву.

Какой же выход можно найти? Прежде, чем Вы возьмете бокал, надо иметь в виду, что Вы не собираетесь приобретать его в свое владение. Тогда бокал всё еще остается собственностью компании и его не надо окунать. После экскурсии можно заново взять бокал — уже с намерением его приобрести, и с этого момента его нужно будет окунуть в микву. Можно даже сказать работнику, что Вы пока берете этот бокал, а оставлять его себе или нет, решите после экскурсии.

Можно ли пить пиво на пивоварне?

Мудрецы издали ряд постановлений, направленных на сохранение определенной дистанции между евреями и неевреями — ради предотвращения ассимиляции.

К таким постановлениям относится, в частности, запрет пить пиво в местах продажи или в гостях у нееврея (Шульхан Арух[ii], Йорэ Дэа 114:1).

Однако на дегустацию пива на пивоварне этот запрет не распространяется. Во-первых, запрет предусматривает ситуации и места, в которых люди специально собираются, чтобы попить пива, а экскурсия на пивоварню — это нечто иное, непостоянное. Во-вторых, Рамо[iii] (Йорэ Дэа 114:1, ШАХ[iv] 114:3) приводит мнение галахических авторитетов, которые считают, что на пиво из зерна этот запрет не распространяется.

Заключение

Получается, что участвовать в такой экскурсии разрешено. Что касается бокала, то его разрешено использовать без окунания в микву при условии, что с начала экскурсии Вы не намереваетесь его приобрести, и он остается собственностью компании до конца экскурсии.

С уважением, Яков Шуб


[i] «Тосафот» (буквально: «дополнения»). Под этим названием объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.

[ii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.

[iii] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 / ок. 1530-1572) — один из величайших законоучителей; автор книги «Мапа» («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.

[iv] Раби Шабтай бар-Меир а-Коэн (ШАХ; 5382-5423 /1622-1663, Вильно — Прага — Гольшау, Моравия) — выдающийся законоучитель. Автор «Сифтэй Коэн» — классического комментария к Шульхан Аруху, к разделу Йорэ Дэа. В большинстве изданий Шульхан Аруха его комментарии печатаются рядом с основным текстом.

Материалы по теме