Темы: Грех, Душа, Похороны, Суд, Уважение, Смерть, Жизнь, Ответственность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Вопрос: Важно ли умершему знать, есть ли уход за его могилой? N.
Здравствуйте, N.!
Что именно испытывает человек после смерти, что он знает и не знает, что ему важно или не важно, мы с точностью ответить не можем. Ибо еще никто из умерших не вернулся и не рассказал, что именно там с ним было.
Однако можем сказать, что, согласно Торе, могилы важно беречь и что осквернение их или просто тела умершего причиняет душе умершего боль.
Фундаментально вопрос о покойниках и кладбищах понятен: с одной стороны, мы вроде бы говорим, что главное в нас — душа. Тело — всего лишь ее оболочка в этом физическом мире, как «скафандр». Тело смертно, но душа вечна. Значит, «я» — это моя душа. Но, с другой стороны, сказано, что душу у нас заберут или что «отдадим» ее.
Мертвый человек — это «он сам» или только «его тело», а сам он уже «ушел»? А ведь мы пользуемся обоими понятиями, хотя они, вроде бы, противоречат друг другу. Хороним «человека», отдаем «ему» последние почести, бережно обращаясь с телом. Значит, это тело — «он»?
Ведь если «он» — уже ушедшая душа, то тело — всего лишь оставшийся после него «скафандр», неодушевленный предмет, и какой смысл во всех этих церемониях, похоронах, надгробиях и бережном к ним отношении? Зачем так стараться забирать тела павших солдат с поля боя, а то и из рук противника, часто в обмен на пленных? А ведь Израиль нередко в обмен на тело одного солдата освобождает многих террористов. (Почему один мертвый еврей «стоит» множества живых палестинских террористов — вопрос к ним).
Позвольте привести мидраш (Ваикра Рабба 4:5), который, в свою очередь, приводит притчу:
Два инвалида, удостоившиеся сторожить царский сад, надумали злоупотребить служебным положением и полакомиться плодами. Но один был слепой, а другой хромой. Что они сделали? Хромой сел на плечи слепого — и они так смогли дойти до деревьев и сорвать плоды. Когда царь пожелал знать, кто нарушитель, каждый доказывал, что он не мог совершить нарушения: я же хромой, как бы дошел? Я же слепой, как бы увидел деревья и плоды? Но царь не страдал слабоумием, он велел хромому влезть на плечи слепого и сказал: вот как вы это сделали вместе! И так, вместе, я вас и буду судить.
Вот и тело с душой так. Душа говорит: это тело грешило, а не я — ведь, отделившись после смерти, я сама по себе чистая, витаю в Небесах! А тело говорит: это душа грешила, а не я — ведь без нее я валяюсь на земле, как камень! Что сделает Б-г? Вновь соединит их и так, вместе, будет судить.
Получается, что человек — действительно сложное существо и состоит из обоих этих компонентов, тела и души! Каждый из них имеет свою «субъектность», но только вместе они составляют «человека». Который может выполнять или нарушать заповеди, и за это «его» будут судить — в этом же состоянии совмещения тела и души.
Но в то же время очевидно, что душа и тело имеют каждый свою «субъектность» и по отдельности. Только не как совершенно отдельные и независимые друг от друга субъекты, а как «представители» одной субъектности — того самого человека. Поэтому с душой что-то происходит после смерти на Небесах — в результате того, что «она сделала» при жизни, а телу «отдают последние почести» и хоронят как «его», того самого человека.
Как могут они оба по отдельности быть «тем человеком»? При жизни, пока мы являемся их совмещением, нам этого, похоже, не дано понять — и не надо. Сейчас нам надо воспринимать себя именно как просто «человека», у которого есть и тело, и душа. А чем будет потом каждый из этих компонентов и что будет ощущать — тогда и ощутит.
Единственное что: можно привести такой пример: у страны два соправителя, «тандем». Или, скажем, президент и вице-президент. Или вместо последнего просто член высшего руководства, который принимает участие в решениях. Первый едет в один город, второй — в другой, и каждого встречают как представителя «власти» (или всей той страны, если город за границей) и чествуют или, наоборот, спрашивают с него, задают вопросы, почему его страна поступила так-то и так-то. Получается, каждый по отдельности представляет власть, которая «состоит» из них обоих.
Здесь понимаем, что каждый, хотя и сам по себе субъект, одновременно является частью одного общего субъекта — «власти». Как может она быть субъектом, не будучи на практике одним лицом? Вроде бы, не совсем понятно, но на практике люди вполне спокойно говорят о «власти» как о субъекте, так ее воспринимая. Вот и человек — это «власть» над собой, в смысле ответственности. И за всё, что делают все «представители власти», все, на ком лежит ответственность за него, спросят с «него».
Впрочем, то, что тело покойного — это «он сам», вполне по-простому воспринимается теми, кто продолжает жить.. Это чувство Б-г нам дал, чтобы бережно отнеслись к его телу и с почестями похоронили.
Поэтому мы должны считать — и естественным образом ощущаем, — что умершему это важно. И действовать соответственно.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Реувен Куклин
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Берл Набутовский
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Моше Пантелят
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его