Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Важно ли умершему знать, есть ли уход за его могилой?

Темы: Грех, Душа, Похороны, Суд, Уважение, Смерть, Жизнь, Ответственность

Отложить Отложено

Здравствуйте! Вопрос: Важно ли умершему знать, есть ли уход за его могилой? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Что именно испытывает человек после смерти, что он знает и не знает, что ему важно или не важно, мы с точностью ответить не можем. Ибо еще никто из умерших не вернулся и не рассказал, что именно там с ним было.

Однако можем сказать, что, согласно Торе, могилы важно беречь и что осквернение их или просто тела умершего причиняет душе умершего боль.

Фундаментально вопрос о покойниках и кладбищах понятен: с одной стороны, мы вроде бы говорим, что главное в нас — душа. Тело — всего лишь ее оболочка в этом физическом мире, как «скафандр». Тело смертно, но душа вечна. Значит, «я» — это моя душа. Но, с другой стороны, сказано, что душу у нас заберут или что «отдадим» ее.

Мертвый человек — это «он сам» или только «его тело», а сам он уже «ушел»? А ведь мы пользуемся обоими понятиями, хотя они, вроде бы, противоречат друг другу. Хороним «человека», отдаем «ему» последние почести, бережно обращаясь с телом. Значит, это тело — «он»?

Ведь если «он» — уже ушедшая душа, то тело — всего лишь оставшийся после него «скафандр», неодушевленный предмет, и какой смысл во всех этих церемониях, похоронах, надгробиях и бережном к ним отношении? Зачем так стараться забирать тела павших солдат с поля боя, а то и из рук противника, часто в обмен на пленных? А ведь Израиль нередко в обмен на тело одного солдата освобождает многих террористов. (Почему один мертвый еврей «стоит» множества живых палестинских террористов — вопрос к ним).

Позвольте привести мидраш (Ваикра Рабба 4:5), который, в свою очередь, приводит притчу:

Два инвалида, удостоившиеся сторожить царский сад, надумали злоупотребить служебным положением и полакомиться плодами. Но один был слепой, а другой хромой. Что они сделали? Хромой сел на плечи слепого — и они так смогли дойти до деревьев и сорвать плоды. Когда царь пожелал знать, кто нарушитель, каждый доказывал, что он не мог совершить нарушения: я же хромой, как бы дошел? Я же слепой, как бы увидел деревья и плоды? Но царь не страдал слабоумием, он велел хромому влезть на плечи слепого и сказал: вот как вы это сделали вместе! И так, вместе, я вас и буду судить.

Вот и тело с душой так. Душа говорит: это тело грешило, а не я — ведь, отделившись после смерти, я сама по себе чистая, витаю в Небесах! А тело говорит: это душа грешила, а не я — ведь без нее я валяюсь на земле, как камень! Что сделает Б-г? Вновь соединит их и так, вместе, будет судить.

Получается, что человек — действительно сложное существо и состоит из обоих этих компонентов, тела и души! Каждый из них имеет свою «субъектность», но только вместе они составляют «человека». Который может выполнять или нарушать заповеди, и за это «его» будут судить — в этом же состоянии совмещения тела и души.

Но в то же время очевидно, что душа и тело имеют каждый свою «субъектность» и по отдельности. Только не как совершенно отдельные и независимые друг от друга субъекты, а как «представители» одной субъектности — того самого человека. Поэтому с душой что-то происходит после смерти на Небесах — в результате того, что «она сделала» при жизни, а телу «отдают последние почести» и хоронят как «его», того самого человека.

Как могут они оба по отдельности быть «тем человеком»? При жизни, пока мы являемся их совмещением, нам этого, похоже, не дано понять — и не надо. Сейчас нам надо воспринимать себя именно как просто «человека», у которого есть и тело, и душа. А чем будет потом каждый из этих компонентов и что будет ощущать — тогда и ощутит.

Единственное что: можно привести такой пример: у страны два соправителя, «тандем». Или, скажем, президент и вице-президент. Или вместо последнего просто член высшего руководства, который принимает участие в решениях. Первый едет в один город, второй — в другой, и каждого встречают как представителя «власти» (или всей той страны, если город за границей) и чествуют или, наоборот, спрашивают с него, задают вопросы, почему его страна поступила так-то и так-то. Получается, каждый по отдельности представляет власть, которая «состоит» из них обоих.

Здесь понимаем, что каждый, хотя и сам по себе субъект, одновременно является частью одного общего субъекта — «власти». Как может она быть субъектом, не будучи на практике одним лицом? Вроде бы, не совсем понятно, но на практике люди вполне спокойно говорят о «власти» как о субъекте, так ее воспринимая. Вот и человек — это «власть» над собой, в смысле ответственности. И за всё, что делают все «представители власти», все, на ком лежит ответственность за него, спросят с «него».

Впрочем, то, что тело покойного — это «он сам», вполне по-простому воспринимается теми, кто продолжает жить.. Это чувство Б-г нам дал, чтобы бережно отнеслись к его телу и с почестями похоронили.

Поэтому мы должны считать — и естественным образом ощущаем, — что умершему это важно. И действовать соответственно.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше