Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Всевышний не спросил меня, хочу ли я родиться в этом мире?

Темы: Цель творения, Первородный грех, Свобода выбора, Рай, Ангел, Животные, Адам

Отложить Отложено

Скажите, пожалуйста, почему Владыка спросил Малахим (ангелов): хотите ими быть и служить мне? И они согласились и радовались. А меня не спросил Ашем, хочу ли я родиться в этом состоянии, в этом мире, после греха первого человека? Если ответа нет, то я, наверное, пойму после того, как оставлю этот мир. Но хотелось бы знать сейчас ) Спасибо! Миру мир! Максим

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Максим!

Если честно, не совсем уверен: где именно написано, что Б-г спросил ангелов, хотят ли они существовать как ангелы? Быть может, приведете источник? И тогда посмотрим.

Но в любом случае понятен Ваш вопрос в отношении человека: почему каждого из нас не спросили, хочет ли он родиться и существовать в состоянии после греха? Иными словами, почему Адам, созданный идеальным, допустил грех и духовное падение, а мы, его потомки, должны «расхлебывать»?

А ответ представляется таким: вопреки распространенному мнению, Адам и сам не был создан в идеальном состоянии. К такому выводу приводит анализ стихов Торы и комментариев мудрецов. А именно:

Тора гласит: «И создал Господь человека… и насадил Господь сад в Эдене, и поместил туда человека … И взял Господь Б-г человека, и поместил его в саду Эденском возделывать его и охранять его» (Берешит 2:7-8, 15).

Раши[i] объясняет последний стих так: «взял» — словами. То есть физически «берут» куда-то неодушевленный предмет, а живого человека — скорее, убеждают пойти, приводят.

Но почему Адама надо было убеждать войти в Эденский сад, райское место? Потом, когда согрешил, его пришлось оттуда изгонять, но войти-то он сам должен быть рад!

Это — во-первых.

А во-вторых, если его туда привели, значит, изначально он там не находился? А то мы ведь как-то автоматически предполагаем, что только в результате греха он оказался за пределами Эденского сада — впервые. Однако из аккуратного прочтение текста вроде бы следует, что он изначально там не был.

Еще четче это выражено в арамейском переводе — Таргум Йонатан[ii]: «И взял Господь Б-г человека с Горы служения (то есть горы Мория, места будущего Храма), где он был создан, и поместил его в саду Эденском». Действительно, Раши (там же, 2:7) приводит мнение, что Адам был создан из земли, взятой на том месте, где позже будет жертвенник в Храме. А теперь мы говорим: туда он и был помещен в момент создания, а уже оттуда — взят в Эденский сад.

Еще четче об этом сказано в комментарии Хизкуни[iii], причем с дополнительным объяснением: если бы изначально Б-г поместил Адама в Эденском саду, тот подумал бы, что весь мир такой, что это норма. Поэтому Б-г изначально поместил его снаружи, чтобы он увидел: весь мир полон терний и колючек и не так уж приятен. И лишь потом привел Адама в Эденский сад, чтобы тот видел: это особое место — и ценил его.

Но тогда еще труднее найти ответ на первый из приведенных выше вопросов: если Эденский сад столь очевидным образом был лучше окружающего мира, почему Адама пришлось убеждать туда войти?

Да и второй вопрос остается в силе: если, в конечном счете, Адам оказался за пределами сада в результате духовного падения, то — как же он мог находиться «снаружи» до греха, когда был на изначальном высшем уровне?

Еврейский путь Адама

На это проливает свет интересное утверждение в мидраше Ялькут Шимони (на Эйха 1001): всё, что случилось с Адамом, случилось с народом Израиля.

Б-г привел Адама в Эденский сад и дал заповедь, но тот ее нарушил и был в наказание изгнан. И оплакал его падение Б-г, сказав аека (איכה) — «Где ты?» (Так позвал Б-г Адама после греха).

И евреев Б-г привел в Землю Израиля, и дал им заповеди, но они их нарушили и были в наказание изгнаны. И оплакал Б-г их падение, сказав эйха (איכה) — «Как [одиноко сидит]» (Так начинается плач пророка Ирмияу о разрушении Храма и изгнании, который мы читаем 9 Ава).

Итак, Адам прошел такой же путь, какой прошли потом евреи — точнее, они прошли тот же путь, что изначально он. И то, что Б-г именно привел Адама в Эденский сад, а не поместил туда сразу, — это параллель первому этапу еврейского пути: евреи не сразу были помещены в Землю Израиля, а были туда приведены.

А ведь переход евреев в Землю Израиля — это не просто физическая миграция. И даже не просто осуществление плана: сначала показать им не такой уж чудесный мир снаружи, а потом — явно особенную Землю Израиля, чтобы ценили. Это — тоже, но больше того:

Путь евреев в Землю Израиля — это духовное продвижение. Начиная с низшего уровня, на котором они находились при Исходе из Египта. Оттуда евреи пришли в Землю Израиля, где достигли высшего уровня и построили Храм. Оттуда скатились, начиная с раскола царства на Иудею и Израиль — и кончая разрушением Храма и изгнанием. А потом — раскаяние и восстановление, которого ждем сейчас.

Из этого следует, что и приход Адама в Эденский сад был не просто физическим. Это было духовное продвижение.

То есть Адам вовсе не был создан идеальным. На высшем уровне. И потому изначально не находился в Эденском саду. Он был создан с потенциалом покорить вершину. Что и осуществил: проделал путь, начиная с уровня «Исхода» — и до самого высшего уровня. На котором вступил в Эденский сад — с целью лэовда у-лешомра — «обрабатывать и охранять его», что мидраш (Берешит Рабба 16:5) толкует как принесение жертв. (Слово авода — «работа», «обработка», означает также «служение», а этим словом в Торе обычно обозначаются жертвоприношения). Как в Храме. А потом уже Адам опустился с того уровня в результате греха.

А ведь душа каждого человека — это частица души Адама. Говорят мудрецы (мидраш Танхума на Пкудей, 3): Адам был не просто первым человеком, но включал в себе души всех своих будущих потомков, всех времен и народов. То есть «человечество» — это был он.

Его душа обладала всеми возможными для души аспектами. Ведь у каждого народа свой характер и тип души, у каждого своя жизнь, со своими испытаниями, своя роль. И каждое поколение, даже одного и того же народа, живет в свою эпоху и выполняет свою роль, ведь этапы истории очень разные. Но изначально все эти разные души были слиты в одну — душу Адама. И если бы он выстоял в своем испытании, то привел бы этим всю свою всеобъемлющую душу к совершенству уже тогда. Ибо его путь был корнем всех циклов, а не только того, что прошли в своей истории евреи.

Но Адам не справился со своим заданием. Поэтому его душа была разбита на составляющие, которые были распределены по разным эпохам и народам: всю душу сразу одним гигантским усилием исправить не удалось, поэтому придется по частям. Каждый человек получил частицу души Адама, которую он должен исправить и усовершенствовать, и свое задание, выполняя которое он этого достигнет.

Человеком не рождаются, а становятся

Теперь понятны ответы на оба поставленных в начале вопроса.

Как Адам мог изначально находиться вне Эденского сада, будучи на высшем духовном уровне? Ответ: он на этом уровне и не был, он на него поднялся. Адамом-Человеком, в полном смысле этого слова, не рождаются и не создаются, а становятся. Рождаются с потенциалом, но его надо раскрыть и реализовать.

Почему Адама пришлось убеждать войти в Эденский сад — явно особое, райское место? Потому что это означало тяжкий труд — работу над собой и восхождение на гору — достижение высокого духовного уровня. Причем работу не просто «над собой», а над всеобъемлющей душой всего человечества. Ее подъем с низшего уровня на высший. Титанический труд. Духовная тяжелая атлетика. Причем в конце можно и сорваться.

Поэтому Адама надо было убеждать, несмотря на такой риск и трудности, приняться за дело, начать подъем. Такова жизнь: если не попробовать и не приложить усилий, вообще ничего не достигнешь. Так что делать нечего, дерзай: даже если где-то будет срыв, всё равно итог будет лучше, чем ничего.

Теперь понятно, почему нас не спросили: мы являемся частью той души Адама-Человека, которой не удалось совершить всю титаническую работу совершенствования и исправления мира одним «наскоком» и потому она была разделена на части, и каждой из них была дана часть того задания.

Поэтому, родившись, мы начинаем путь в том же состоянии, что и Адам при своем сотворении: у подножья горы, на которую надо взойти. Только наша тропа — лишь часть той, по которой пришлось взойти Адаму. Его тоже не спросили, хочет ли он быть созданным в таком состоянии, а таким создали и убедили, что стоит дерзнуть и взойти. И его грех — это сумма всех наших грехов, уже во время процесса. Мы начинаем на низком уровне не потому, что туда привел нас его грех, а потому что такими нас создает изначально Б-г.

Лучше ангелов и животных

А, всё-таки, почему люди — что мы, что Адам изначально — не как ангелы, которые сразу созданы идеальными? Разве так не было бы лучше?

Нет. Ибо ангелы на самом деле имеют одну важную общую черту с животными: у них нет свободы выбора. Они созданы запрограммированными — делать то, что велит им Б-г, по сути, «зомбированы». Животные чуют инстинктом, ангелы, вроде бы, постигают разумом, но это дела не меняет. Они выполняют свою задачу по доброй воле и с наслаждением, но на всё это они запрограммированы.

Да, ангелы получают высшее наслаждение, находясь близко к Б-гу, служа Ему, а животные максимально приземлены и далеки от «небесных» наслаждений. Тем не менее, наслаждаются и они, каждый — своей пищей, комфортными для себя природными условиями, а свинья — да, своей грязью. Им просто многого не надо — как человеку в младенчестве достаточно для комфорта и наслаждения чистоты, бутылочки и соски. И улыбки окружающих. И вот какой он веселый — веселее многих взрослых! И неслучайно ангелы представляются человеку в виде детей — они тоже такие.

Но потому у них и нет заслуг — их действия не стоят им никаких усилий, не за что награждать. И наслаждение свое они получают не в награду, а — как животные — чисто по милости Б-га.

А человек наделен свободой выбора. Он может поступить хорошо или плохо, и если сделает правильный выбор, то награду именно что заслужит. Заработает.

А это гораздо большее наслаждение и удовлетворение.

Так объясняет Рамхаль[iv]. Он спрашивает: если цель Б-га — дать человеку награду и вечное наслаждение в Будущем мире, почему Он сразу не создал человека в нем и не дал ему это наслаждение? Почему сначала надо пройти через жизнь в этом мире, такую трудную?

И отвечает: по своей природе человек получает удовлетворение от того блага, которое заработал, только тогда по-настоящему ценит его. А благо, которое не заслужил, ощущает подачкой, и оно для него скорее унизительно. Поэтому Б-г поместил человека в наш мир, где он должен трудиться, делать выбор, совершенствовать себя и мир, пройти весь этот путь от подножья горы до вершины и таким образом заработать награду. Тогда она даст ему удовлетворение.

Но почему Б-г создал человека таким, что ему приятна только заработанная награда? Не лучше ли устроить так, чтобы человеку была приятна награда, полученная даром, и не пришлось бы мучиться на этом свете и проходить через испытания? В этом, по сути, и Ваш вопрос: почему бы не создать человека таким же, как ангелы?

Ответ следующий: оно того стоит. Заработанная награда приносит гораздо большее удовлетворение — потому что так мы уподобляемся не ангелам, а Самому Б-гу!

Он ничего от других не получает, Он Сам творит, а потом делится Своим творением с другими (Своими созданиями). Это и есть наивысшее благо и наслаждение. И человек тоже получает максимальное удовольствие, когда строит, творит, а затем делится плодами своего труда с другими. Пишет книгу, которую будут читать другие, или музыку, которую будут слушать другие. Готовит еду и дает другим есть. Строит дом, в котором другие будут жить. Побеждает врагов, преступников, болезни и дает людям шанс пожить без этих напастей.

Это чувство достижения нам дано испытать уже в этом мире — в этом плане нам тоже «лучше», чем животным и ангелам. А в Будущем мире помимо этого будет великая награда — того же типа: достижение и полноценность души (опять же, подобная полноценности Самого Б-га).

Да удостоимся ее мы все!

С уважением, Меир Мучник


[i] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — выдающийся комментатор Танаха и Талмуда.

[ii] Йонатан бен-Узиэль — тана (мудрец Мишны) первого поколения, жил за несколько десятилетий до разрушения Храма, лучший ученик Гилеля. Перевел книги Пророков на арамейский язык. Таргум (перевод) Йонатана бен-Узиэля не всегда дословный, переводчик стремится объяснить и прокомментировать тексты, точный смысл которых часто труден для понимания.

[iii] Раби Хизкия бар-Маноах — комментатор Пятикнижия, автор комментария «Хизкуни» (ок. 5010-5070 / ок. 1250-1310, Франция).

[iv] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения.

Материалы по теме


Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше