Темы: Деньги, Цдака, Будущий мир, Молитва, Помощь, Здоровье, Праведник, Желание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброго времени суток, уважаемые раввины. На сайте https://toldot.com/ в разделе «Деньги» нашел вкладки, где я могу помочь людям, сайту и т. д. При пожертвовании внизу заметил поле, где можно указать комментарии, имена — в честь, в память, для выздоровления и т. д. Я указал для собственного выздоровления и указал свою фамилию и имя.
Можно ли таким образом делать ЦДАКА (пожертвование)? Оно выглядит, как будто я покупаю себе выздоровление или как будто я даю Создателю деньги, вроде как: возьми, только взамен дай мне выздоровление.
Как вы считаете, можно таким образом давать ЦДАКА? Если да, то о чем мне можно просить? Если нет, то почему? N.
Здравствуйте, N.!
На Ваш вопрос напрямую отвечает Талмуд (Бава Батра 10 б): если еврей дает цдаку «ради того, чтобы жили мои сыновья, или чтобы удостоиться доли в Будущем мира, то он — полноценный праведник». Талмуд поясняет: даже если его желание не сбудется, еврей в глубине души дает цдаку от чистого сердца и не сожалеет об этом.
Так что да, можно таким образом давать цдаку. Но — по указанной Талмудом причине. То есть, в принципе, Вы правы: если человек дает деньги исключительно ради того, чтобы получить взамен какое-то благо, то это, скорее, похоже на «обмен», «торг», корыстную «сделку», а не чистосердечную доброту и праведность.
Поэтому, конечно, главным образом давать надо ради того, чтобы сделать добро получателю, а с сопровождающими просьбами обращаться к Б-гу не как с «условиями сделки», а именно как с просьбами — то есть молитвами. Ведь молиться в любом случае всегда можно и нужно. Но больше шансов получить от Б-га «положительный ответ» на молитву, когда Он доволен нами. Поэтому перед молитвой многие дают цдаку, чтобы создать «позитивную атмосферу».
Вот и когда даем цдаку в любое время, можно использовать создавшуюся благоприятную атмосферу, чтобы обратиться к Б-гу с просьбой о том, что нам важно.
При этом — не забывая: как бы мы ни молились, никто не гарантирует, что Б-г непременно даст нам всё, о чем попросим. Он нам ничего не должен, никакого договора или «сделки» об обмене тут действительно нет. К тому же мы часто не знаем, что для нас на самом деле хорошо, а Б-г знает, что в определенном случае удовлетворение нашей просьбы принесет нам больше вреда, чем пользу.
Поэтому лучше относиться к возможности исполнения наших просьб как к своего рода лотерее — типа тех, что устраивают благотворительные организации для сбора средств. Если человек покупает билет исключительно ради выигрыша, то, скорее всего, не добьется своей цели. Лучше настраиваться так: эти деньги идут на благотворительность, поэтому, покупая билет, я выполняю заповедь, делаю добро. Если же повезет — то есть, если Б-г решит оказать мне особую милость, ведь это Он управляет «лотереями», — то выиграю что-то еще. Но в любом случае я даю эти деньги на доброе дело, с радостью. И, если Б-г всё же решит мне что-то дать, Он и без «лотереи» найдет способ.
С какими просьбами обращаться? Да с какими угодно, если, по своим ощущениям, Вы просите о благе. Б-г ведь всё понимает, и стыдиться нечего. В наше время многие еврейские организации устраивают для сбора средств лотереи, где участникам дается возможность выиграть, например, машину или отпуск в экзотическом месте. Нам ведь вовсе не запрещено наслаждаться миром, который Б-г создал — для нас. Надо только правильно расставлять приоритеты. Машина может быть не роскошью, а средством передвижения и экономии времени и сил — а также инструментом милосердия, если, например, развозить на ней помощь нуждающимся. (В эпоху ковид-карантинов это особенно актуально, поскольку многие нуждаются в помощи даже не из-за бедности, а из-за того, что не могут покинуть свои дома).
И отпуск на курорте может быть благом, если придаст больше сил для дальнейшего труда и служения. А еще красивые места, будь то природа — море, горы — или архитектура, помогают осознать величие Б-га, Создавшего такие красоты (или давшего идеи и инструменты людям — архитекторам, строителям).
Ну, и тем более такие базовые блага, как здоровье, финансовое благополучие или «возвышение души» ушедших родственников.
Обо всем этом можно просить Б-га в любой момент, но особенно, когда даем цдаку — тогда атмосфера благоприятная и есть больше шансов, что наши просьбы будут удовлетворены.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Реувен Пятигорский
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Ашер Кушнир
Что лучше: быть в постоянной злобе или снять сексуальное напряжение?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Яков Шуб
А готовить в одной духовке?
Рав Ашер Кушнир
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его