Темы: Цель творения, Свобода выбора, РАМХАЛЬ, Любовь, Наслаждения, Будущий мир, Жизнь, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Вы говорите, рав, что Творцу не нужны роботы, что нужно выбирать? А что плохого в добрых любящих роботах, которые делают добро и не делают зла? Что хорошего в том, что злодей делает зло и его рука или еще что-то не отваливается / отсыхает тут же на месте?
Ведь это было бы прекрасно, и все понимали бы, что делать зло не нужно? Встречаешь, например человека без языка или руки — и всё понятно...
А сейчас, наоборот, он с удовольствием и цинизмом продолжает делать зло. Наслаждаясь безнаказанностью, и поверьте, что большинство из них рассуждения о Будущем мире не слишком трогают. С уважением, Александр
Здравствуйте, Александр!
Спасибо за интересный вопрос.
На самом деле, Вы абсолютно правы: мир должен выглядеть именно так: добро, любовь и нечего кроме. Всевышнему не нужно зло как таковое. Более того, Будущий мир, мир душ именно так и выглядит. Там только бесконечное духовное наслаждение. Тем не менее, есть необходимость в существовании этого материального мира. Мира с возможностью выбора и как следствие — со всем его злом.
Что это за необходимость? Попробую объяснить с помощью примера.
У меня есть друг Миша. Гений в области программирования, обожающий науку, двинутый немножко на сверхоткрытиях. Так вот, мы с ним «изобрели» не так давно «машину удовольствий».
Люди мечтают отправиться в «путешествие своей жизни». Копят деньги, готовятся, планируют. И вот, когда, наконец, выходят на пенсию, отправляются в путь. Кто-то лезет на Эверест. Кто-то пробирается в джунглях Амазонки. А другие арендуют подлодку и погружаются в глубины океанов или отправляются в кругосветное путешествие на яхте…
Всё это стоит огромных денег, требует месяцев подготовки, и, в конце концов, всё может сорваться. Удовольствие не гарантировано. Оно вам надо? Мы предлагаем нечто другое. Арендуем больничную койку, ставим вам капельницу, капаем глюкозу, устанавливаем катетер, чтобы не нужно было никуда бегать. Подсоединяем к голове электроды нашей «машины удовольствий» и отправляем вас в путешествие. Куда захотите, на сколько угодно времени.
Легко, без всеразличных «проколов» и «сюрпризов» типа тараканов в гостиничном номере или исчезновения вашего кошелька в каком-нибудь Гонолулу. Без страха опоздать на самолет, бесконечных пробок на шоссе и томительного ожидания на вокзалах. И всё реально, как наяву. В нашем путешествии вы едите свои любимые блюда, останавливаетесь в самых шикарных отелях, выбираете новейшие модели автомобилей. 100% чистого кайфа!! И всё это — за четверть цены настоящего путешествия!
Хотите? Большинство людей скажут «нет». Но почему? Ведь это не какая-то игра, вы действительно переживаете всё как 100%-ю реальность!! Нет, говорят. Это не я. Я этого не сделал. Это подделка, я хочу по-настоящему, хочу сам создать себе удовольствие.
Всевышний хотел дать Своим творениям максимум блага. Но как это сделать, если наивысшее благо — это Он Сам? Создать таких же, как Он, — значит, не создать ничего, ведь Он — Бесконечность и Начало всего. Создание не может быть таким же, как Создатель. Должна быть какая-то начальная точка вне Творения. Так как же дать наибольшее благо Своим созданиям? — Максимально приблизить их к Создателю. Это и есть бесконечное наслаждение души в Будущем мире. Возможность прилепиться к свету Создателя.
Но это еще не всё. В трудах Рамхаля находим следующее уточнение. Обратите внимание, это очень важный момент. Б-г — самодостаточен и независим. Он — Причина причин. Чтобы максимально одарить Свои творения, Он, Благословенный, дает им возможность уподобиться Ему и в этом — стать причиной своего блага, заслужить его. Подобно Всевышнему — Источнику всякого блага, душа получит наслаждение, созданное ее собственными «руками», благо, источником которого является она сама. Это высшая степень наслаждения, которое только может быть доступно сотворенному. Следующий уровень блага это уже — Сам Б-г.
Некоторые говорят: пусть Б-г сотворит меня таким, чтобы я получал максимальное наслаждение без нужды его зарабатывать! Ведь Он всё может! Ответ мы уже видели выше: тогда ты должен быть сотворен абсолютно подобным Самому Б-гу. Абсурд. А раз ты всё-таки не Б-г, а Его творение, максимум для тебя — быть (подобно Б-гу!) источником своего блага. А это — только через тяжелый труд.
Теперь мы можем ответить на Ваш вопрос. Зло этого мира — путь к абсолютному добру мира Грядущего.
Один человек вернулся из кругосветного плавания и доволен: «Я сделал это, я покорил мир!» А может быть, настоящий герой — это тот, кто нашел в себе силы не сдаться злу и выбирает, несмотря ни на что, делать добро? Кажется, он действительно может сказать «Я покорил этот мир, я — победитель». К размышлению.
С уважением, Нохум Желязник
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Реувен Куклин
Как полюбить несимпатичного ближнего?
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Реувен Куклин
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Ефим Свирский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его