Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что говорит иудаизм о социальном психозе?

Темы: Йеуда, Йосеф, Предназначение, Идолопоклонство, Ишмаэль, Политика, Эсав, Искусство, Животные

Отложить Отложено

Хотелось бы узнать, а что говорят наши Мудрецы о таком явлении, как массовая психическая одержимость (социальный психоз)?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Вы задаете интересный вопрос.

Итак, массовый психоз. Явление, при котором группа людей, от небольшой до целого народа, а то и цивилизации, начинает мыслить или идти в одном направлении и превращается в пресловутую «толпу». Внутри нее отдельный человек часто теряет способность мыслить самостоятельно и рационально, и, если надо, идти наперекор течению, а плывет вместе со всеми, подчиняясь «стадному чувству».

И даже если ощущает, что не совсем туда идем, что лично он рассудил бы иначе, боится выразить свое мнение в открытую: могут заклевать как «отступника», «агента» врагов, которые «нам» угрожают.

На протяжении большей части истории такими были многие религиозные культы. А в последнее время, когда религия частично ослабла, оказалось, что люди, даже отбросив ее, искали вовсе не свободу от нее, а замену ей.

Например, в тоталитарной идеологии. Или в культе личности того или иного вождя. Последнее явление возможно даже в социально-политической системе, формально считающейся «свободной»: никакой государственный механизм не принуждает людей следовать за лидером, но люди сами сбиваются в стаи таких поклонников и фанатов.

Фанаты могут быть и у звезд кино, эстрады или спорта. Там образуются такие же толпы одержимых поклонников, которые готовы ехать хоть на край света, чтобы побесноваться вместе на стадионе, поддерживая кумира своим ревом, а также разорвать на части любого, кто осмелится даже намеком выразить несогласие.

Но бывает и без какой-либо определенной звезды или идеи. Например, толпа, которую обуял страх перед какой-то угрозой — и она бежит. Включая и людей, которые сами по себе не испугались бы, а зачастую и вовсе не знают, от чего и куда все бегут: все туда, ну и я.

Откуда такое берется?

Представляется, это один из случаев, когда человеческие недостатки являются продолжением достоинств.

С одной стороны, Б-г создал человека с заложенным в него индивидуализмом. Каждый человек уникален, у него свой характер, способности и взгляды. И не хочет, чтобы что-то ему навязывали, заставляли делать как все, шагать в общем строю. Он чувствует, что у него особая роль, которую он должен сыграть. Жаждет признания своей уникальности, водружения на пьедестал.

Но, с другой стороны, заложено в нем и противоположное качество. Он хочет быть как все! «Нормальным». Ему удобнее и уютнее находиться в общем строю, вписываться в общество, чувствовать себя частью чего-то большого, членом команды, братом по оружию. Он жаждет признания того, что он «один из нас», «свой», и места в общем коллективе.

Обе эти противоположные склонности заложены в человеке потому, что они необходимы для выполнения его роли в этом мире, и между ними должен был найден правильный баланс.

Каждому человеку Б-г действительно дал свою задачу и нужные для ее выполнения уникальные качества. Ему необходимо развивать свои способности, идти своим путем. Иногда — набраться мужества и сделать это, даже если кто-то косо посмотрит, даже если «скажут…»

Но в то же время Б-г неслучайно создал и человеческое общество: слишком многое в жизни можно осуществить только общими усилиями. Один в поле не воин. И если люди хотят чего-то добиться сообща, им приходится вырабатывать какой-то общий курс, которому будут следовать все, вне зависимости от личного мнения каждого. Иначе получится «лебедь, рак и щука».

Поэтому люди естественным образом сбиваются в стаи и выдвигают из своей среды лидеров, чтобы идти за ними. И на каком-то этапе каждому человеку, даже самому уникальному, приходится как-то взаимодействовать с этим обществом, с системой, каким-то образом вписываться.

Именно эту идею, среди прочего, выражает расположение колен вокруг Мишкана (Скинии) в пустыне (Бемидбар 2). Оно основано, в свою очередь, на том, как Яаков «расставил» своих сыновей, родоначальников колен (Берешит 49). Яаков указал каждому свою роль и место в «лагере», со своей стороны от центра — Мишкана, со своим взглядом на центральную истину, со своим путем к ней. Но — все пути должны сходиться именно там, в центре, где находится Мишкан, он должен объединять и сплачивать вокруг себя всех.

Чтобы облегчить сплочение общества, Б-г устроил так, что большая доля людей склонна именно следовать за другими, а не прокладывать собственный курс. Да, есть люди, удел которых — особый путь.

Например, композиторы, писатели, изобретатели. (Хотя и им приходится взаимодействовать с обществом — ведь композитор сам не сможет исполнить оркестровое произведение, а архитектор — сам построить спроектированный им небоскреб). Другие люди склонны к лидерству — вести за собой остальных. А большая доля, как мы упоминали, — именно к следованию за лидерами. Так общество естественным образом организуется «наподобие армии», которой нужны и генералы, и рядовые.

В Торе есть сравнение ветвей еврейского народа и нееврейского мира с быком и ослом. С первым сравнивается еврейская ветвь Йосефа и нееврейская цивилизация Эйсава (западная, христианская). А со вторым — еврейская ветвь Йеуды и Иссахара и нееврейская цивилизация Ишмаэля (ближневосточная, мусульманская). В чем заключается сходство с этими животными?

Бык пашет. То есть, он начинает процесс, осуществляет самую трудную его часть — первопроходчество и строительство. Осел же — вьючное животное. Он принимает уже готовый продукт и доставляет по назначению, таким образом, завершая процесс. Более скромная роль, но тоже необходимая.

В материальной сфере «бык» — производитель», а «осел» — доставщик. А в интеллектуальной сфере «бык» — генератор идей, а «осел» — последователь. Свои идеи он выработать необязательно способен, но может воспринимать чужие. Как сказано, это необязательно недостаток: если бы все были «быками», то не переставали бы «бодаться», выдвигая свои идеи и слушая только себя, настаивая на своей правоте. Да и «быки» часто лучше генерируют и творят, чем запоминают.

Например, композитору интереснее сочинять новую музыку, чем зубрить уже сочиненную им же, чтобы ее исполнять (Чайковский в письмах высказывал подобные жалобы, когда ему приходилось дирижировать собственными произведениями). А человеку, склонному к глубокому анализу Торы, бывает труднее запоминать выработанное — это тоже уже не столько творческий процесс, сколько зубрежка. Но нужны и те, кто именно что будет помнить все законы и приводить их, когда понадобится. Согласно Талмуду (Орайот 14а), эта функция считается даже более важной. Поэтому есть и такие люди, склонные принимать уже выработанный кем-то материал и доставлять по назначению.

Таков идеал. Но на практике, разумеется, возможны крайности и перекосы либо в одну сторону, либо в другую. Иногда сталкиваемся с чрезмерным индивидуализмом, когда человек идет наперекор всем и не признает никаких правил, слушает только себя. А иногда, наоборот, образуется толпа, в которой люди буквально растворяются и готовы идти с ней, куда угодно, не раздумывая.

Отношения «наставник-ученик», в принципе, работают по модели «бык-осел» — в хорошем смысле слова. Но бывает, что «ослы» чрезмерно идеализируют «быка» и выстраивают его культ.

Да и «быки» бывают всякими. Если всё в рамках Торы, создающей умеренность, золотую середину между разными крайностями, то «быки» сохраняют необходимую долю скромности и ведут своих подопечных аккуратно. Но в мире, как известно, бывают и «быки» другого рода, и тогда их последователи подчас становятся такими ослами…

И что касается разных подобных религиозных культов, а также тоталитарных идеологий и культов личности политиков или звезд, всё это подпадает под определение идолопоклонства, которое Тора однозначно запрещает.

Только Б-г является абсолютным идеалом и источником спасения. Сильные мира сего могут быть Его посланниками и представителями, действительно наделенными полномочиями. Но при этом они должны помнить, что их статус именно таков, и знать свое место.

В Торе также сказано, что перед сражением из строя еврейской армии должны выйти все, кому страшно. А тех, кто остался в строю, всячески воодушевляют, но и предостерегают, чтобы не думал бежать. «Ибо бегство — начало поражения» (Раши к Дварим 20:8-9). Стоит кому-то крикнуть «Караул!» или «Бежим!» — и целая армия может превратиться в охваченную паникой толпу, и тогда все потеряно.

То есть Тора признает феномен толпы и принимает меры, чтобы это «стадное чувство» использовалось и направлялось на благо, а не во вред.

Как и все остальные человеческие качества.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его