Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ешива, Хесед, Рав Александр Кац, Ешива Воложин, Литва
Раби Залман бар Бен-Цион Сороцкин (5641-5726 /1881-1966/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Родился в литовском крае.
Прославился как илуй (вундеркинд). Уже в возрасте десяти лет начал заниматься в Воложинской ешиве, возглавляемой р. Нафтали-Цви-Йеудой Берлиным (Нецив).
После того, как российские власти закрыли Воложинсую ешиву, он продолжил образование в ешиве г. Телза (Тельшая) и стал ближайшим учеником главного раввина этого города р. Элиэзера Гордона. Женился на дочери р. Гордона.
После женитьбы р. Сороцкин совершенствовал свои познания в Воложинской ешиве, восстановленной зятем Нецива, р. Рефаэлем Шапиро (Торат Рефаэль). Некоторое время спустя он вернулся в Телз и взвалил на свои плечи административное руководство ешивой, проявив на этом поприще выдающиеся организаторские способности.
В 5671 /1911/ году, после смерти р. Гордона, р. Сороцкин покинул Телз и возглавил общину одного из местечек около Вильно (Вильнюса). Позднее он стал раввином в местечке Жейтеле, расположенном недалеко от г. Гродно (в Жейтеле родился р. Исраэль-Меир Акоэн Хафец Хаим).
В годы первой мировой войны р. Сороцкин после длительных скитаний поселился в Минске, где много сделал для организации помощи другим беженцам.
В период между двумя мировыми войнами он был главным раввином г. Луцка на Волыни — в этом городе, вошедшем в состав независимой Польши, проживало около тридцати тысяч евреев.
Он приобрел высокий авторитет законоучителя — впоследствии его алахические респонсы вышли в свет отдельной книгой, получившей название Мознаим леМишпат («Весы правосудия»).
Р. Сороцкин был ближайшим соратником таких духовных лидеров поколения, как Хафец Хаим и р. Хаим-Озер Гродженский, — и в первую очередь, в деле руководства Советом ешив (Ваад аешивот), созданной в 5684 /1924/ году для оказания материальной поддержки ешивам Польши и литовского края.
С началом второй мировой войны советские войска захватили Луцк, и над р. Сороцкином нависла угроза ареста. Ему удалось бежать в г. Вильно (Вильнюс).
Когда осенью 5700 /1939/ года разнесся слух, что советское правительство собирается передать Вильно независимой Литве, будто по единому сигналу со всех концов оккупированной русскими и немцами Польши в этот город устремились знатоки Торы — среди нескольких тысяч беженцев были руководители и ученики двадцати трех ведущих ешив, в том числе, из Мира, Гродно, Каменца, Клецка, Новардока (Новогрудка) и Любавичей. По поручению р. Хаима-Озера Гродженского, возглавлявшего общину Вильно, р. Сороцкин занялся размещением ешив и благоустройством их быта (Энциклопедия левейт Исраэль т.15).
После того как летом 5700 /1940/ года Литовская республика «добровольно» влилась в состав СССР, р. Сороцкин совершил алию на Землю Израиля.
В 5702 /1942/ году он создал на Святой Земле Ваад аешивот (Совет ешив) — по образцу существовавшего до войны в Восточной Европе.
Поддержка, оказываемая Ваадом, позволила многим ешивам устоять в голодные военные годы. Наряду с предоставлением прямых финансовых дотаций, эта организация приобретала для учащихся необходимые одежду и книги. Ваад помогал не только «литовским», но и хасидским, и сефардским ешивам Земли Израиля (Везэ шаар ашамаим с.540-541).
В 5714 /1954/ году, после смерти р. Исера-Залмана Мельцера, р. Сороцкин сменил его во главе всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль.
В 5710-е — 5720-е /1950-е — 1960-е/ годы он возглавлял и деятельность организации Хинух ацмаи (Независимое образование), объединяющей широкую сеть общеобразовательных школ, преподавание в которых строилось на основе ценностей Торы.
Р. Сороцкин прославился как выдающийся даршан (проповедник) и оратор — его беседы, содержащие толкования Торы, были изданы под названием Адеа веаДибур («Знание и речь»).
Его комментарии на Пятикнижие вошли в книгу, озаглавленную Ознаим леТора («Прислушиваясь к Торе»).
Р. Залман Сороцкин умер восьмого тамуза 5726 /1966/ года — ему было восемьдесят пять лет.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»