Темы: Награда и наказание, Предназначение, Работа, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые раввины! Общеизвестно, что уровень жизни во всех странах разнится: есть богатые страны, а есть бедные. Обычно люди из бедных стран смотрят на богатые с восхищением и завистью. Стремятся достичь их уровня развития, сделать рывок, совершить так называемое «экономическое чудо».
Однако, наблюдая, я понял, что люди видят только вершину айсберга: в Швейцарии, в одной из благополучных стран Европы, людям настолько «осточертела» сытая жизнь, что они впадают в депрессию, в Южной Корее, насколько я знаю, цена развитой экономики — это высокий уровень самоубийств среди студентов из-за большой нагрузки в вузах.
И, вообще, высокий уровень жизни ничуть не избавляет от депрессии, как это ни странно (а может, не странно и тому имеется какое-то объяснение). Можно привести ещё несколько примеров. И такое свойство присуще не только странам, но и отдельно взятым семьям, людям.
Когда мы видим обеспеченного человека, который едет на дорогой машине, путешествует по миру, употребляет дорогую еду, первое, что мы чувствуем, это зависть (белая или черная, неважно). И удивляемся, когда слышим новости о том, что такой-то богатый человек, стал алкоголиком, или совершил самоубийство, в общем, закончил плохо.
«Ка-а-ак? У него же всё хорошо, у него всё есть! Чего ещё ему не хватает? Вот бы мне такую роскошную жизнь!» — первая мысль, которая приходит к нам в голову. Однако мы не задумываемся о том, что у него творится в душе. Счастлив ли он? Чувствует ли он удовлетворение от своего положения?
Поэтому я задумался и хочу спросить у Вас: почему человек создан таким «неполноценным»? Как человеку выбраться из цепких лап постоянной неудовлетворённости, которая преследует его как тень? Ведь, как ни крути, человек не доволен. Ему постоянно чего-то не хватает.
Да, в конце концов, почему человек создан, так сказать, с «дырой» в душе, а если ее пытаться заполнить, то она просто перекочёвывает в другое место, и в сумме человек не получает ничего? В какой плоскости лежит решение этой проблемы? Заранее благодарю и буду рад возможности получить от вас скорый ответ! С Уважением, Г. П.
Здравствуйте, Г. П.!
Ваши наблюдения абсолютно верны: человек вечно неудовлетворен. А если «у него вроде всё есть», это часто приводит не к покою, а, наоборот, к погоне за глупостями или к депрессии, наркомании, суициду. В чем же дело, и что же делать?
Дело вот в чем: мир был создан Б-гом не для того, чтобы жизнь была хорошей, а для того, чтобы люди были хорошими. И это не одно и то же.
Точнее, мир все-таки был создан для того, чтобы у человека была хорошая жизнь. Только не в этом мире, а в Будущем. Тот мир будет неограниченным и духовным, и там будет возможно истинное вечное блаженство. Но, чтобы оно было таковым, оно должно быть заработано. Иначе оно будет подачкой, человек будет чувствовать, что не заслужил его.
Поэтому Б-г и поместил его в этот мир: чтобы дать возможность заработать благо. Трудом. Совершенствованием себя и мира.
А чтобы заработать, нужна работа — возможность совершенствовать себя и мир. Поэтому они должны быть несовершенными — а в человеке должно быть заложено стремление к совершенству.
Вот почему, с одной стороны, в этом мире столько проблем, а то и зла. Знаменитый вопрос: почему милосердный Б-г всё это допускает? Исчерпывающего ответа у нас нет, но можно начать ответ хотя бы так: если бы всё было идеально, не к чему было бы стремиться. И не было бы работы, дающей возможность человеку заслужить свою истинную награду в будущем.
И не просто работать, но в процессе стать хорошим человеком. Ведь хороший человек — это тот, кто делает добро или борется со злом. Дает людям то, чего им недостает, или спасает от беды. Если бы у людей уже всё было и не было проблем и угроз, то и добро некому было бы делать. То есть, если бы жизнь уже была хорошей, люди не получили бы возможность быть хорошими. Вот мир и создан неидеальным — именно для того, чтобы дать им эту идеальную возможность.
А, с другой стороны, человек создан так, что ему нужно вечно к чему-то стремиться. Это ради его блага — чтобы не отлынивал и заработал как можно больше. Да, заложено в нем и чувство, что, в конечном счете, должен быть покой. Но в этом мире покой всегда оказывается иллюзорным и тормозит стремление добиваться чего-то еще. Потому что на самом деле покой будет в Будущем мире, это туда мы подсознательно стремимся. А в этом мире нам надо этот покой заработать.
Вот и создал Б-г человека так, что ему не сидится. И, даже если чего-то добивается, скоро уже этим не удовлетворен и хочет чего-то еще. А если не находит, к чему еще стремиться, то теряет смысл жизни. Потому что ее цель — действительно не находить покоя, а что-то делать, к чему-то идти.
Поэтому вопрос тут — не как добиться покоя, а какую именно выбрать цель, чего добиваться? Если есть благая цель — человек будет стремиться к ней, а если нет — выдумает что-нибудь глупое. Например, съесть рекордное число сосисок за минуту или еще что-нибудь такое для Гиннеса.
Иного, похоже, не дано. Самым великим в истории праведником был Моше Рабейну, но о нем мудрецы (мидраш Ваикра Рабба 22:2) говорят: «Тот, кто любит деньги, не насытится деньгами. А тот, кто любит заповеди, не насытится заповедями». У Моше в «копилке» было более чем достаточно заповедей, но всё равно он захотел добавить к ним еще одну и выделить города-убежища (Дварим 4:41). Хотя функционировать они могли начать только в будущем, после его смерти. Что мог, то сделал, даже если это одна «неполная» заповедь в дополнение к «огромной коллекции».
Кто не стремится к накоплению заповедей, тот стремится к накоплению денег, чем тоже, как мы помним, никогда не насытится. Известно и другое изречение мудрецов: «Если у человека есть сто, хочет двести, есть двести — хочет четыреста» (Коэлет Рабба 1:13).
Но тут возникает вопрос. Мудрецы говорят (Авот 4:1): «Кто богат? Тот, кто доволен своей участью». Значит, можно быть довольным своей участью и не хотеть большего? Как же этого добиться, если по природе человек именно что стремится к большему и специально был создан таким?
Ответ, возможно, следующий: дело не в том, чтобы научиться не хотеть большего. А в том, чтобы выбрать правильную цель, к которой стремиться. Тогда стремление к той цели, увлечение тем делом сделает другие дела менее важными и обесценит в глазах человека достижения в них.
Если он отдает все силы какой-то полезной деятельности — спасению людей (как врач или полицейский), созданию текстов или музыки, научному исследованию, изучению комплексной темы в Торе — то другие цели, включая материальные наслаждения, уже не так притягивают: некогда, не до них.
Целеустремленный человек готов потерять сон и потерпеть другие физические неудобства — лишь бы добиться своей цели. Он не приучил себя удовлетворяться скромными удобствами — он перестал замечать, что они скромные. Существует целый ряд сообщений о том, как тот или иной праведник настолько увлекся изучением Торы, что забыл, что уже много часов не ел или не спал, или стоял в не очень удобной позе.
Так что в этом, похоже, секрет. К чему-то стремиться непременно надо, иначе — действительно депрессия, суицид. Поэтому важно выбрать достойную цель, а тогда в других областях можно будет даже — нет, не достичь удовлетворения, а забыть, что ситуация неудовлетворительная. Потому что главное — та заветная цель, к которой стремишься. Позаботимся же о том, чтобы она была действительно достойной.
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ефим Свирский
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Натан Агрес
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Журнал «Мир Торы»
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Мирьям Климовская
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его