Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли книга вроде «Свитка Эстер», в которой описаны события Хануки?

Темы: Хашмонаим, Самопожертвование, Ханука, Война, Суббота, Идолопоклонство, Чудеса

Отложить Отложено

Есть ли книга наподобие Свитка Эстер, которая бы описывала события Хануки?

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

К сожалению, мудрецы времен Второго Храма не оставили нам книги наподобие Свитка Эстер с летописью чудесных событий Хануки. Это связано, прежде всего, с тем, что в тот период уже не было пророчества, поэтому мудрецы не имели права добавлять что-либо к Танаху. Об этом сказано в трактате Мегила: «Свиток Эстер — последняя книга Священного Писания».

Из-за этого нам приходится по крупицам восстанавливать историю праздника с помощью фрагментов поздних мидрашей и далеко не авторитетных источников вроде «Свитка Антиоха». Кстати, «Свиток Антиоха» был написан в эпоху гаонов весьма сомнительным автором и не блещет обилием фактов.

В связи с этим особый интерес вызывает первая Книга Маккавеев. Она, судя по всему, была написана очевидцем тех событий, в память которых установили праздник. Стиль изложения приближен к стилю Танаха, книга насыщена датами и фактами, а планомерное уклонение летописца от прямого использования имени Б-га говорит о том, что автор был ученым евреев (талмид-хахамом) из прушим («фарисеев»): в то время уже действовало постановление, запрещающее использование имени Б-га в записях.

Мы не можем с полной уверенностью полагаться на достоверность книги без прямого подтверждения мудрецов Мишны или Талмуда. Тем не менее, пока она не противоречит напрямую словам наших мудрецов, нет причин сомневаться в том, что в ней изложено. Тем более что благодаря этой книге многие мидраши и высказывания мудрецов становятся для нас яснее.

Например, из книги «наглядно» ясно, как именно евреи-эллинисты боролись с евреями, верными своей религии, и как они пособничали грекам. Из повествования следует, что именно по настоянию евреев-эллинистов Антиох Епифан напал на Иудею, разграбил Храм, превратил Иерусалим в центр греческой культуры и издал жестокие антиеврейские указы.

В связи с этим любопытен эпизод, который описывает самое начало восстания Хашмонаим. Греческие посланцы пришли в город Модиин, чтобы убедить Матитьяу как руководителя подать «правильный пример» и принести жертву эллинским богам на глазах всего народа. В присутствии жителей города всё ещё мирно настроенный Матитьяу заявил, что готов принять смерть, но приносить жертву «богам» не будет.

Но в этот момент на глазах у Матитьяу и всех присутствующих из толпы выскочил еврей-эллинист, взобрался на воздвигнутый алтарь и заколол животное — принес жертву тем силам, которым поклонялись греки. Хотел, так сказать, «отличиться». Матитьяу не выдержал (это был явный хилуль а-Шем — оскверненин имени Б-га!), и убил еврея-идолопоклонника на том же алтаре.

После чего вместе с сыновьями расправился с посланниками и их телохранителями. С этого момента Матитьяу и его сыновья перешли от пассивного противостояния к активным действиям. Так началось восстание Маккавеев. Получается, что первой жертвой восстания был не грек, а эллинизированный еврей…

Еще один интересный факт из этой же книги: жертвенник был обновлен (заново освящен) в то же число, когда греки его осквернили. Т. е. 25 Кислева была принесена первая жертва греческим «богам», а ровно через три года в тот же самый день Хашмонаим очистили Храм и возобновили храмовую службу. Еще один добрый знак, отметивший победу праведных Хашмонаим над нечестивыми греками.

И последний момент. В книге сказано: еще до того, как стало известно о восстании Матитьяу, произошла трагедия, которая также повлияла на ход событий. Евреи, которые хотели продолжать соблюдать Тору и заповеди, ушли из городов и поселились в пещерах Иудейской пустыни. В одной из таких пещер находилось 1000 человек — мужчины, женщины и дети. В одну из суббот пещеру окружили греки.

Евреи не стали сопротивляться и даже не закрыли вход в пещеру. Они сказали: лучше умрем чистыми, но не будем обороняться и нарушать субботу. В результате греки всех перебили. Узнав об этом, Матитьяу объявил, что эти евреи поступили неверно и защищаться нужно всегда, в том числе в субботу и праздники.

На самом деле, позиция евреев, принявших смерть, кажется странной. Ведь всем известен закон: угроза жизни «отодвигает» субботу? Почему же они отказались сопротивляться?

Не все так просто. Не исключено, что здесь была галахическая дилемма. Люди, которые погибли в пещере, считали: раз у них нет шансов победить, то и нет смысла ради этого нарушать субботу. Ведь раз им все равно придётся умереть, то правило «угроза жизни отодвигает субботу» неактуально.

Но Матитьягу полагал, что в более широкой перспективе борьба — даже в безвыходной ситуации — может спасти жизни евреев в будущем. Ведь каждый бой изнуряет и ослабляет противника. И, даже если эта битва заведомо проиграна, все равно, урон, нанесенный противнику в этом бою, может помочь победить в других битвах. И это спасет жизнь других евреев. В этом и был «хидуш» (новое слово) постановления Матитьяу! И, как мы видим, правота Матитьяу стала очевидной: Творец совершил чудо — евреи спаслись и победили в самых безнадежных битвах.

Дай Б-г, чтобы Творец всегда поддерживал нас и посылал чудеса так же, как это было во времена Хануки!

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше