Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

10 блиц-ответов на вопросы о радуге

Темы: Радуга, Ноах, Потоп, Рамбан, Благословения, Союз с Б-гом, Комментарии

Отложить Отложено

Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию 10 блиц-ответов на следующие вопросы о радуге: 1. Что такое радуга, и что она символизирует? 2. Когда появилась первая радуга? 3. Какие чувства вызывает радуга? 4. Почему радуга расположена «рогами вниз»? 5. Можно ли смотреть на радугу? 6. Можно ли показывать радугу другим людям? 7. Какое благословение произносят при виде радуги? 8. В чем смысл этого благословения? 9. Как часто следует произносить благословение на радугу? 10. Нужно ли произносить благословение при виде радуги над Ниагарским водопадом?

Отвечает рав Яков Шуб

1. Что такое радуга, и что она символизирует?

Когда Ноах и его семья, наконец, сделали несколько первых шагов по суше, вероятнее всего, их переполняли смешанные чувства. С одной стороны, конечно же, радость и благодарность за спасение. С другой стороны, нелегко стать свидетелями полного опустошения, причиненного водами Потопа.

Ряд комментаторов предполагают, что они были напуганы и подавлены. Они задавались вопросом: какой смысл покидать ковчег и зачем снова иметь детей, если в любой момент может случиться еще один потоп и всё живое вновь будет стерто с лица земли (см. комментарий Радака к Берешит 8:18 и Гур Арье к Берешит 7: 7).

Возможно, чтобы отчасти развеять опасения Ноаха, Всевышний заключает вечный союз с ним и с его потомками (Берешит 9: 9-11), обещая: «…не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет более потопа на погубление земли».

Символом этого союза была выбрана радуга. Таким образом, радуга становится знаком Б-жественного обязательства никогда больше не уничтожать человечество водами потопа.

Многие комментаторы считают, что выбор пал на радугу неслучайно. Визуальное воздействие радуги острое и мощное. В отличие от тьмы и мрака разрушения, обещание более безопасного будущего связано с красотой и светом радуги.

Кроме того, радуга несет в себе и более глубокие духовные послания Ноаху и будущим поколениям.

Даже физическая сущность радуги может научить многому. Как известно, радуга — это рефракция солнечных лучей. В ходе этого процесса изначальный белый свет разделяется на составляющие и весь спектр цветов становится видимым. В какой-то мере этот процесс символизирует существенное разнообразие человечества.

Каждый человек создан с чистой душой, своеобразным «белым светом». В течение жизни он сталкивается с проблемами и препятствиями, которые выявляют его различные свойства, что подобно белому свету, разделяющемуся на цветовые составляющие.

2. Когда появилась первая радуга?

Еще один вопрос, который задают комментаторы Торы: когда радуга появилась впервые? Ибн-Эзра считает, что она впервые появилась после Потопа как знак союза.

Рамбан вначале принимает мнение Ибн-Эзры, но на основании данных древнегреческой науки пересматривает свою позицию. С научной точки зрения, солнечный свет, проходя сквозь влажный воздух, преломляется — и возникает радуга. Если поместить сосуд с водой напротив солнца, получится похожий эффект. Таким образом, все условия для радуги существовали уже с момента Творения. Поэтому, говорит Рамбан, радуга действительно существовала с момента Творения, но теперь, после Потопа, она стала свидетельством союза.

Он находит этому подтверждение в стихе из Берешит (9:13): «Радугу Мою дал Я в облаке…» Глагол употреблен в прошедшем времени, значит, радуга уже существовала. Если бы она появилась после Потопа впервые, было бы сказано: «Радугу Мою даю я в облаке…» — в настоящем времени.

3. Какие чувства вызывает радуга?

Вид радуги должен вызывать у нас смешанные чувства. С одной стороны, это прекрасное явление природы, одно из чудес Творения, демонстрирующее особое отношение Всевышнего к нам.

Талмуд (Хагига 14 б) рассказывает: однажды в разгар засухи в Земле Израиля, когда уже давно не было дождей, несколько мудрецов прилежно изучали некоторые глубокие каббалистические идеи. Внезапно Небеса покрылись облаками и в них появилась радуга, а ангелы-служители собрались — как люди собираются на свадьбе, — чтобы услышать слова Торы, исходящие из уст мудрецов.

Талмуд (Брахот 59а) также приводит мнение раби Йеошуа бен-Леви: тот, кто видит радугу в облаке, должен пасть ниц, как сказано: «Как вид радуги, что бывает в облаках в день дождя, таков и вид сияния того вокруг; это — видение подобия славы Б-га. И увидел я, и упал на лицо свое, и услыхал голос говорящий» (Йехезкель 1:28). Тем не менее, Талмуд отклоняет мнение раби Йеошуа бен-Леви: если падать ниц, то может возникнуть впечатление, что человек поклоняется радуге.

Радуга напоминает об обещании Всевышнего никогда больше не посылать потоп, разрушающий жизнь на земле. Однако если мы видим радугу, это означает, что, в принципе, в данный момент человечество заслуживает уничтожения и Всевышний не посылает потоп только потому, что обещал не делать этого. Поэтому в эпоху Талмуда люди гордились, если при жизни их поколения радуга не появлялась на небе (Ктубот 77 б).

4. Почему радуга расположена «рогами вниз»?

Многие комментаторы отмечают, что радуга подобна луку — оружию (точнее, дуге лука, состоящей из двух «плеч» и рукояти посередине). Рамбан отмечает: когда лучник стреляет, «плечи» обращены к лучнику. Но, если лук переворачивают «плечами» от стрелка, это означает мир. Таким образом, Всевышний, «переворачивая лук плечами вверх», показывает, что Он не желает больше посылать потоп.

5. Можно ли смотреть на радугу?

Талмуд говорит, что смотреть на радугу вредно для глаз (Хагига 16а). Поэтому ранние комментаторы (ришоним) спрашивают: как можно произносить благословение на радугу, если на нее вредно смотреть? Ведь для того, чтобы произнести благословение, необходимо посмотреть на нее. Ответ: не следует рассматривать радугу, а посмотреть, чтобы произнести благословение, разрешено. Поэтому Шулхан Арух пишет, что запрещено смотреть на радугу больше, чем необходимо.

6. Можно ли показывать радугу другим людям?

Нужно ли сообщать о радуге другим людям, привлекать к ней внимание? Мишна Брура цитирует книгу «Хаей Адам» (клаль 63:4; автор рав Авраам Данциг, 1748-1820), согласно которой этого нельзя делать.

Причина здесь в следующем: появление радуги следует понимать как свидетельство Всевышнего: Он соблюдает Свое обещание не разрушать мир потопом… Это несет в себе крайне негативную оценку состояния человечества, ведь получается, что мир заслуживает разрушения. Поэтому мы не хотим об этом говорить и огорчать других.

7. Какое благословение произносят при виде радуги?

Целая глава Шулхан Аруха (Орах Хаим 221) посвящена двум коротким благословениям: одно мы произносим, когда видим радугу, а другое — благословение на солнце, которое произносят только раз в 28 лет.

Когда мы видим радугу, произносим: «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, царь Вселенной, Помнящий союз и Верный Своему союзу, и Выполняющий Свои обещания».

На иврите:

ברוך אתה ה' אלקינו מלך העולם זוכר הברית ונאמן בבריתו וקים במאמרו

(Барух Ата а-Шем Эло-кейну Мелех а-олам Зохэр а-брит вэ-Нээман би-Врито вэ-Кайам бэ-Маамаро)

8. В чем смысл этого благословения?

На первый взгляд, это достаточно странный текст… Когда еще мы говорим о «надежности» и «памяти» Всевышнего?

Дело в том, что в мире хватает неправедных людей, чьи действия могут привести к разрушению мира. Но мир всё еще существует, потому что Всевышний пообещал Ноаху не посылать больше потопа.

9. Как часто следует произносить благословение на радугу?

Обычно благословения при виде определенных «объектов» или явлений, например, моря, величественных гор или разрушенных городов в Земле Израиля, человек произносит, только если не видел их в течении 30 дней.

Но с радугой дело обстоит иначе. Даже если человек уже видел радугу и произнес соответствующее благословение, а после этого тучи рассеялись, затем собрался новый дождь, после которого вновь появилась радуга, нужно снова произнести благословение, поскольку это — новая радуга.

10. Нужно ли произносить благословение при виде радуги над Ниагарским водопадом?

Если радуга является результатом преломления солнечного света при его прохождении через влажный воздух, возникает естественный вопрос: нужно ли произносить благословение на радугу над Ниагарским водопадом, например, или любым другим водным источником? Ведь это вполне обычное явление?

Галахисты (специалисты по еврейскому Закону) рассматривают этот вопрос и приходят к выводу, что благословение нужно произносить, только если радуга появляется после туч и дождя. Если радуга появляется без них, благословение не произносят.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его