Радуга — в иудаизме рассматривается как знак союза, который Вс-вышний заключил со всеми живыми существами на земле после Всемирного Потопа, пообещав, что Он больше не уничтожит их, как бы они ни грешили. Появление радуги свидетельствует о том, что данное поколение заслуживает того же наказания, что и поколение Потопа, и остается в живых только в силу этого союза.
Оглавление
Завет, данный Ноаху (Ною) [↑]
В главе Ноах, второй главе книги Берешит, рассказывается, как после окончания Потопа Вс-вышний повелел Ноаху и его сыновьям: «плодитесь и размножайтесь, распространяйтесь по земле и умножайтесь на ней» (Берешит, 9:7). Как указывают комментаторы, Ноах боялся исполнять это приказание, потому что думал о возможности нового Потопа. Тогда Б-г дал обещание, что этого больше не произойдет.
Знаком Своего завета Он сделал радугу: «…когда Я соберу тучи над землею (т.е. когда люди будут грешить и навлекут на себя Б-жий гнев), то станет видна радуга в облаке, и вспомню Я завет между Мною и вами и всякой живой душою во всякой плоти, и не будет больше вода Потопом на погибель всей плоти» (Берешит, 9:14-15).
Радуга — символ примирения Вс-вышнего с человеком [↑]
Когда воды Потопа схлынули, и Ноах, его семья и все животные вышли из ковчега, Ноах построил жертвенник, на котором принес жертвы Вс-вышнему (из чистых животных, которых специально для этой цели взял в ковчег). «И воспринял Г-сподь благоухание, и сказал Г-сподь в сердце Своем: не буду более проклинать землю из-за человека, ведь побуждение сердца человеческого худо с юности его, и не буду более поражать все живое, как я сделал» (Берешит, 8:21).
В связи с этой темой радуга сравнивалась в еврейской традиции с натянутым луком, повернутым наверх. Из такого лука невозможно выстрелить в то, что находится на земле. Другое сравнение — радуга, напоминающая мост между небом и землей.
Еще одну трактовку радуги, как символа «примирения» Б-га с человеком, дает рав Гирш в своих комментариях к главе «Ноах». Он указывает на то, что после Потопа Вс-вышний начал руководить миром по-иному. Б-г пообещал, что не будет впредь уничтожать человечество, в том числе тех, кто отдалился от Него, но поведёт мир к Б-жественной цели. Об этом и напоминает радуга. Семь цветов спектра — от красного, самого близкого к свету, до фиолетового, самого далёкого от света — символизируют разные типы людей. Красный (на иврите «адом», от слова «адам» — человек) — наиболее «духовный», близкий к Б-гу человек; фиолетовый — наиболее далекий. Всевышний будет хранить всех людей и приведёт их к желанной цели, подобно тому, как все цвета спектра соединяются в белый — свет Вс-вышнего.
Радуга — удивительное создание Вс-вышнего. Благословение при виде радуги. [↑]
Также, как гром и молния, землетрясение, падающие метеориты, очень высокие горы, океан и т.п., радуга является удивительным созданием Вс-вышнего, поэтому на нее произносится благословение.
Поскольку радуга напоминает о данном Вс-вышним обещании не уничтожать все живущее на земле, текст благословения звучит так:
«Благословен Ты, Вс-вышний, Б-г наш, царь Вселенной, помнящий союз, и верный Своему союзу, и выполняющий Свои обещания».
Почему нельзя рассматривать радугу? [↑]
В книге пророка Иехезкеля радуга сравнивается с Шхиной (Б-жественным присутствием): «Как вид радуги, что бывает в облаках в день дождя, таков и вид сияния того вокруг; это — видение подобия славы Г-сподней. И увидел я, и упал на лицо свое, и услыхал голос говорящий» (Иехезкель, 1:28). Эта тема поднимается также в трактате Хагига Вавилонского Талмуда.
В связи с этим мудрецы установили запрет рассматривать радугу. В Талмуде говорится о том, что тот, кто нарушает этот запрет, не уважает своего Творца, и ему лучше было бы не родиться. (Хагига, л.16А).
Тем не менее, взглянуть на радугу, чтобы сказать благословение, можно. Можно также для этой цели искать в небе радугу, однако обращать на нее внимание других людей не стоит.
Всё это относится только к радуге в небе. На радугу, которая стоит над водопадом или на искусственную радугу благословение произносить не надо и рассматривать ее можно.