Темы: Золотой телец, Половина шекеля, Давид, Уважение, Прощение, Сгула, Молитва, Помощь, Здоровье, Коронавирус
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, послушал новости: из-за «короны» запрещено собираться больше, чем по 10 человек, общественные заведения и т.п. будут закрыты, учебные заведения уже не работают, рекомендуется как можно меньше общаться. Что Б-г от нас хочет?
Большое спасибо, что обратились к нам.
Действительно, ситуация не простая. Известные нам до сих пор войны, эпидемии и другие катаклизмы затрагивали только отдельные части планеты, отдельные страны и отдельные части населения, а сейчас всё гораздо серьезнее: всё человечество находится под угрозой. Эпидемия не различает границ и национальностей. Поэтому любой здравомыслящий человек понимает, что это не просто эпидемия — за этим стоит Б-жественный замысел.
Наши мудрецы учат, что события вокруг нас происходят определенным образом — так, чтобы мы могли понять и осознать Б-жественное намерение, которое стоит за ними. Поэтому в обязанности каждого входит обдумать и проанализировать то, что происходит вокруг, и на основании этого определить, как себя вести и что предпринять. Есть события, касающиеся только одного человека, когда они случаются, каждый должен решить для себя, что ему нужно улучшить и исправить. А есть то, что касается всех. Давайте попробуем проанализировать создавшуюся ситуацию.
Пока не выработана вакцина против вируса, единственный метод сдерживать его распространение, которым пользуются организации здравоохранения, — это максимальное, по возможности, ограничение общения между людьми. Многие страны прекращают транспортное сообщение с другими странами, в некоторых странах закрываются общественные и учебные заведения. Люди, которые могли быть в контакте с больными, обязаны находиться в карантине, а остальным рекомендовано избегать больших собраний.
Всё это может навести на мысль, что, возможно, есть проблемы в отношениях между людьми, проблемы с единством и взаимным уважением, в результате чего мы теперь не имеем возможности общаться, как прежде. Интересно, что в последних недельных главах есть немало упоминаний о значении единства для еврейского народа.
Ошибка царя Давида
В начале недельной главы Ки тиса сказано: определяя число сынов Израиля, нельзя пересчитывать их «поголовно». Каждый должен пожертвовать монету в полшекеля, а затем считают количество монет. Иначе это может привести к сглазу и эпидемии (Раши к Шмот 30:12).
Царь Давид нарушил это правило и провел поголовную перепись, что привело к гибели 70 тысяч человек. Маараль («Гур Арье» 30:12) объясняет: ошибка царя Давида была в том, что он посчитал: сглаз может подействовать на еврейский народ, только когда все люди собраны вместе, как это было в пустыне. А во времена царя Давида евреи жили отдельно по своим городам, и он решил, что теперь их можно посчитать поголовно. Отсюда следует, что еврейский народ, даже если разные группы проживают в разных местах, по-прежнему считается единым. Что определенно обязывает каждого думать о другом и заботиться о нем.
Подсчет с помощью полушекелей
Как было сказано выше, чтобы избежать сглаза и эпидемии, нужно было определять число евреев с помощью монет достоинством в половину шекеля. Один из известных комментаторов Торы Альших (к Шмот 30:13) передает от имени Маараша Алькабеца: в том, что использовалась монета в полшекеля, есть особый смысл. Это учит нас единству: каждый должен чувствовать, что он является только частью, он не совершенен без других евреев. И только помогая ближнему и заботясь о нем, можно достичь настоящего совершенства.
Питум а-Кторет
Многие мудрецы рекомендуют читать отрывок Питум а-Кторет — это сгула, которая может помочь при эпидемии.
Известно, что вместе с растениями, обладающими приятным запахом, для приготовления благовония использовали также растение «хелбена», запах которого неприятен (Шмот 30:34-35). Ран в своих драшот (друш 1) объясняет: соединение растений с хорошим и плохим запахом для изготовления благовоний «намекает» на важность единства. Растение с дурным запахом, соединяясь с другими растениями, может не только улучшить свой запах, но и усилить аромат других растений. Так и в еврейском народе: когда все объединяют усилия — и праведники, и грешники, — это может помочь спастись.
Возможно, именно этим и объясняется чудесное свойство этих благовоний — останавливать эпидемию. И перед эпидемией все равны, и спастись от нее можно только единством.
Грех золотого тельца
Самым страшным грехом еврейского народа было создание золотого тельца. Известно, что многие страдания, которые народ перенес за долгие годы своего существования, искупали этот грех.
Когда Моше, получив первые Скрижали, спускался с горы, евреи уже изготовили золотого тельца и пировали вокруг него. Моше сказал (Шмот 32:18): коль анот анохи шомеа — «клик ликования я слышу». Рав Шмуэль Альтер объясняет: Моше Рабейну услышал евреев, говорящих анохи — «я», людей, озабоченных только собой, как сказали бы сегодня, своим эго.
Мы не имеем представления, как события будут разворачиваться дальше. Но, когда мы знаем, что мы единый народ, когда чувствуем поддержку и заботу другого, то всем становится немного легче. Поэтому, прикидывая, как запастись едой и туалетной бумагой, стоит подумать и о том, как помочь другому и позаботиться о нем, о том, как уступить и не ругаться, как попросить прощения и наладить отношения с теми, с кем они испорчены. И может, помогая друг другу, мы, с Б-жьей помощью, в скором времени увидим конец этой эпидемии.
С уважением, Яков Шуб
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Ашер Кушнир
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
13-го Адара, перед чтением молитвы Минха, принято жертвовать три монеты достоинством в половину единицы валюты, имеющей хождение в данной стране.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тамуз • Пост 17-го Тамуза • Пять бедствий в один день • 17-е Тамуза в пустыне • Сделай нам идола • Восстановление порядка • Как были разбиты скрижали • Путь раскаяния • Прекращение постоянных жертвоприношений • Разрушение стен Иерусалима • Как Апустумус сжег Тору • Идол, внесенный в Храм • Законы, связанные с 17-м Тамуза • Между двумя постами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Берл Набутовский
Нажал нужную кнопку и получил, что хотел?
Рав Яков Шуб
А готовить в одной духовке?
Рав Яков Шуб
Каков был вес динара в Куштантина?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его