Темы: Йехезкель, Мудрость, Вода, Пророчество, Милосердие, Пророки, Суд, Жизнь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые равы! У пророка Йехезкеля сказано следующее:
«(1) И повел он меня к воротам, которые обращены к востоку. (2) И вот слава Б-га Йисраэйля пришла с пути восточного, и голос Его — как голос многих вод, и земля озарилась славой Его. (3) И (был) образ видения, которое видел я, подобен видению, что видел я, когда приходил, чтобы разрушить город, и видения подобны (были) видению, которое видел я на реке Кевар; и пал я на лицо свое. (4) И слава Г-сподня пришла в дом через ворота, что обращены на восток» (Йехезкель 43:1-4)
«(1) И возвратил он меня ко входу дома, и вот вода вытекает из-под порога дома, к востоку, потому что дом обращен на восток, и вода стекает из-под правой стороны дома к южной стороне жертвенника. (2) И вывел он меня через северные ворота и провел меня наружной дорогой к внешним воротам, дорогой, ведущей к востоку, и вот вода вытекает с правой стороны» (Йехезкель 47:1-2).
Почему Третий Храм, его вход (если я правильно понял, что это о нём, да свершится это в наши дни) обращён именно на восток? Что именно это означает? Почему столько внимания уделено востоку? И что означает вода исцеления и жизни, вытекающая с с правой стороны?
«(9) И будет: все живые существа, которые кишат там, куда приходят потоки эти, живы будут, и будет рыбы весьма много, потому что придут туда воды эти и исцелятся, и все живо будет там, куда придет поток этот» (Йехезкель 47:9).
Здравствуйте!
Абарбанель пишет, что слова пророка Йехезкеля о водах, выходящих из Храмовой горы, непросты для понимания. И следует разобраться: речь идет о настоящих водах или же здесь иной, более глубокий смысл?
Многие пророки говорили о водах, которые выйдут из Святилища во время Избавления.
Пророк Йешаяу: «И с радостью будете вы черпать воду из источников спасения…» (Йешая 12:3), а также: «О, все жаждущие, идите к водам…» (там же 55:1).
Пророк Йоэль: «И будет в тот день, горы источат вино, а холмы истекут молоком, и по всем руслам Иудеи заструится вода, я забьет источник из дома Г-сподня, и напоит долину Шитим» (Йоэль 4:18).
Пророк Зехария: «В день тот открыт будет источник дому Давида и жителям Йерушалаима для окропления (водой с пеплом красной коровы) и для очищения» (Зехария 13:1).
Вода выйдет из Храмовой горы, чтобы стало ясно всему человечеству: мир стал другим, произошло изменение в природе вещей. Что теперь объединяются воды нижние (материальные) с водами верхними (духовными), и поэтому местом, где произойдет чудо, будет именно гора Всевышнего. И воды эти олицетворяют собой Б-жественное изобилие, изливающееся на весь мир. Вначале его воды будут протекать через ворота, которые обычно были заперты, чтобы показать: эти ворота — источник святости. Потом — через южную сторону жертвенника, чтобы показать: благодаря жертвоприношениям к народу Израиля приходило материальное и духовное изобилие. И нигде в пророчествах об этих водах мы не встретим упоминания о том, что они текут с северной стороны. И это понятно: ведь оттуда пришло бедствие на Израиль, когда был разрушен Иерусалимский Храм.
Мудрецы говорят также, что воды эти будут течь в разных направлениях. Они дойдут до Кинерета (Галилейского моря), до Сдомского (Мертвого) моря и до самого океана, чтобы излечить их от соли и сделать пригодными для питья.
Эти изменения — исправление в материальном мире. Но речь идет и о духовных преобразованиях. Воды символизируют изобилие Б-жественной мудрости, поток которой выйдет из Иерусалима и «растечется» уже не только в среде Израиля, но и для всех народов мира. И «воды» этой мудрости дойдут до ручья Шитим и излечат его. Здесь — намек на то, что до этого момента мир будет подобен слабоумному, который верит в ложных богов (слово Шитим одного корня со словом шотэ — «глупец», «слабоумный»).
Рамхаль в книге «Мишкенэй Эльйон» пишет: чистая, «питьевая» вода выходит из Святая святых, а образуется там, где усилится и возобладает мера милосердия Всевышнего. Т. к. в этих «водах» сконцентрировано милосердие Творца ко всем Его созданиям, «воды» движутся на юг, чтобы достичь соленых вод мира и исправить, «исцелить» их. И это новое явление, которое приходит в мир не для того, чтобы поддержать существование этого мира. Это новый свет, исходящий из Источника святости, который приходит, чтобы смягчить меру суда Творца мерой Его милосердия. Но эти воды милосердия не полностью «смоют» суд (соль). Какая-то доля соли останется, та, что необходима при жертвоприношениях.
Тогда весь мир будет наполнен милосердием, а всё в мире достигнет целостности и полного исправления. Ничто больше не будет ограничивать распространения первозданного света, который наполнит все миры без границ. И когда границы будут разрушены, радость распространится повсюду. И именно об этом дне сказал царь Давид: «Это день, сотворенный Господом, будем ликовать и радоваться ему» (Тэилим 118:24).
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Реувен Куклин
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Рав Яков Гельфман
Или «соль завета»?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Только семь дней в году, во время праздника Сукот, на жертвенник, помимо вина, возливали воду.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Моше Пантелят
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его