Правильно ли я поступаю, что прошу о помощи Небес в каждой мелочи?6 ноября 2018 года, отвечает Рав Яков Гельфман Здравствуйте. Я недавно поймал себя на мысли, что часто обращаюсь к Б-гу в молитвах по всяким мелочам, касающимся повседневной бытовой жизни, или же молюсь за всех людей. Правильно ли я поступаю? Имею ли я право так делать? Или нужно молится за спасение своей души в вечной жизни? Читать дальше |
|
Пророк Элияу молился, чтобы не было дождя?17 октября 2018 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Мир вам! В книге Мелахим I Эйлийау объявил Ахаву, что «не будет в эти годы ни росы, ни дождя; разве лишь по слову моему». У меня такой вопрос — молился ли пророк об этом (чтобы не было дождя)? Так утверждает Иаков в Евангелии. Из текста Мелахим I этого не видно. Может быть, это иудейская традиция — так считать? Читать дальше |
|
Жизнь вспыльчивых, милосердных и брезгливых — не жизнь?25 июля 2018 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! Мудрецы сказали (Псахим 113 б), что есть три вида людей, жизнь которых невозможно назвать жизнью, — вспыльчивые, милосердные и брезгливые. Разумеется, тут идёт речь о людях, у которых эти качества в чрезмерных пропорциях. Со вспыльчивостью и брезгливостью всё ясно, но почему, если человек обладает чрезмерным милосердием, его жизнь превращается в не-жизнь? Владимир Читать дальше |
|
Хотел бы кое-что прояснить по поводу воскрешения умерших и Грядущего мира...17 апреля 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте, уважаемые Раввины. Хотел бы прояснить по поводу Воскрешения тел людей после смерти и грядущей жизни в нематериальном мире. Получается, что душа праведника будет удостоена Высшего Блага и будет находиться в нематериальном мире, и это происходит сразу после смерти в нашем физическом мире. Воскрешение людей будет происходить в эпоху Машиаха, праведникам будет дарована вечная жизнь в материальном мире? И зачем, если душа удостоена уже Высшего Блага? Тела будут бездушными? И какой смысл Воскрешения в таком случае? Заранее благодарен за ответ. Илья Читать дальше |
|
Кто такой «ам а-арец» сегодня?18 января 2018 года, отвечает Рав Моше Сытин Пожалуйста, вы бы не могли поподробней раскрыть тему: что значит «ам а-арэц» в наши дни? Почему нельзя быть богобоязненным человеком, не изучая Тору, и почему «ам а-арэц» не может быть хасидом, как сказано в «Поучении отцов»? Спасибо. Читать дальше |
|
Кто такие «никогда не грешившие праведники»? Ведь сказано, что таких не бывает!30 августа 2017 года, отвечает Рав Зеев Урман «Раскаявшиеся, перенесшие тяжелую внутреннюю борьбу, ближе к Богу, нежели никогда не грешившие праведники» (Берах., 34 б) Вопрос: кто такие «никогда не грешившие праведники»? Написано: «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы» (Когелет 7:20). И еще сказано: «От рождения мысли человека — зло!». Шмуэль-Александр Читать дальше |
|
Почему люди, которые не имеют никакого отношения к Б-гу, — состоятельные?28 июня 2017 года, отвечает Рав Мендель Агранович У меня есть один вопрос к вам. Есть люди, которые не имеют никакого отношение к Б-гу, не молятся, не дают цдаку, не делают никакой мицвы (заповеди) — а они состоятельные))) А люди, которые молятся, дают цдаку, делают мицву, — ну они бывают бедные в большом числе случаев))) Почему именно так, а должно быть наоборот? Спасибо за ответ. Рувен Читать дальше |
|
В каких случаях, говоря об умершем, мы добавляем «благословенна его память»?20 марта 2017 года, отвечает Рав Мендель Агранович Здравствуйте, у меня вопрос: в каких случаях употребляется выражение «זכרונו לברכה» («зихроно ли-враха» — «благословенна его память»)? На письме употребляют сокращение ז"ל («заль») после имени отошедшего в мир иной человека. А в разговорной речи? Я обязана всегда говорить «зихроно ли-враха»? А как быть в случае, когда я не была знакома с человеком лично? Заранее спасибо. Галина Читать дальше |
|
Как могло так получиться, что погибла Доктор Лиза? Ведь она помогала больным детям...26 января 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, шалом. Скажите, пожалуйста, как могло так получиться, что погибла Доктор Лиза, ведь она помогала больным детям, не могу этого понять. Заранее спасибо за ответ. Ирина Читать дальше |
|
Зачем Всевышнему нужен человек, который сделал свой выбор и решил не соблюдать заповеди?25 января 2017 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Считается (например, так говорит Рамхаль), что главное, ради чего существует человек в этом мире, — это исполнение заповедей, служение и умение устоять в испытании. Тогда человек удостоится света Всевышнего и т.д. Возникает вопрос. Если Всевышний дал человеку возможность выбора, например, не соблюдать заповеди и не удостоиться света Творца, то зачем, в конечном счете, Творцу нужно было создавать такого человека? Какая для Творца в нем необходимость и цель? Лев Читать дальше |
|
Почему Ханох и Элиягу были взяты в Ган-Эден живыми?26 октября 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник «Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусаила. 22 И ходил Енох пред Б-гом, по рождении Мафусаила, триста лет и родил сынов и дочерей. 23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. 24 И ходил Енох пред Б-гом; и не стало его, потому что Б-г взял его». Следует ли это понимать, что Енох не видел смерти и был переселен на небо живым? Если да, то у меня вопрос, почему именно два пророка, Енох и Илия, удостоились этого? Они были праведнее других пророков? Артур Читать дальше |
|
Какова в точности мера беззакония по Торе?7 августа 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Квод ха-Рав, есть ли у мудрецов четкий ответ на вопрос, какова мера беззакония по Торе? Ведь и хорошее, и плохое, что получал Еврейский народ, было от Всевышнего, благословен Он. А у Б-га суд всегда справедливый! Из книги Берешит видно, что мера беззакония существует (15, 16): «Четвертое же поколение возвратится сюда, ибо доселе еще не полна вина Эморийца». И еще вот, что для меня странно: в моем понимании, к примеру, Царь Хизкияху, который был праведником, должен был править намного дольше Царя Менаше, который правил Иехудой (Иудеей) аж 55 лет. Может ли быть такое, что Б-г позволил Менаше дополнить эту чашу беззакония, как в случае с Амореями? С уважением, Евгений Читать дальше |
|
Почему праведник Лот предлагал своих дочерей на поругание толпе развратников?22 мая 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемый раввин, мне очень понравилось, как ортодоксальные евреи понимают предназначение женщины и ее роль в семье. Разъясните мне, пожалуйста, почему же праведник Лот предлагал своих дочерей на поругание толпе развратников? Какой глубинный смысл в этом заключен? Я верую в единого Творца, восхищаюсь тем, что Он создал, но не придерживаюсь ни одной из религий. В силу этого мне сложно понимать тексты Ветхого завета. Надежда Читать дальше |
|
Что означает «мир праху его»?18 января 2015 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Здравствуйте. Объясните, пожалуйста, что означает «мир праху его», когда говорят о Моше рабейну? Спасибо. Дмитрий Читать дальше |
|
Почему Танах «злословит» о праведниках8 декабря 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. Я сейчас в очередной раз учу Танах, прослушивая лекции. В начале обучения каждый рав подчеркивает, что ни в коем случае нельзя понимать буквально все проступки и различные грехи наших великих предков, которые описаны в Танахе в большом количестве. Ведь они находились на очень высоком уровне, и о них в принципе нельзя думать плохо. А о главных героях Танаха так думать и подавно нельзя, и на самом деле они никаких описанных в Танахе грехов не совершали, а было что-то очень отдаленно напоминающее бледную тень от тени указанного проступка, которая обычному еврею и в вину бы вообще не вменялась! Но, к сожалению, часто эти объяснения меня не очень удовлетворяют, оставляют много вопросов и впечатление притянутости «за уши»… А кроме непонятностей по каждому отдельному объяснению остается непонятным главный общий вопрос: если на самом деле все было не так, как написано в Танахе, и никак таких страшных поступков герои не совершали, то зачем Танах поливает грязью невиновных людей, обвиняя их в таких тяжелых грехах? Иудаизм столько уделяет внимания запрету на лашон ара (злословие), а тут оно в большом количестве в самых разнообразных проявлениях? И все это пророчество? И это пророчество учит нас с пониманием относиться к написанному лашон ара? Ну почему нельзя было обойтись более мягкими формами? Почему нельзя было написать, что-то типа того, что пишут комментаторы? В общем, не знаю… у меня на основании написанного в Танахе и многих других исторических источников более поздних периодов, сложилось впечатление, что, видимо, все описанное в Танахе таки правда, и описанные проступки в большинстве своем таки да совершили герои Танаха, НО! От этого они не стали менее праведными и менее великими. Просто для своих поколений они действительно были великими праведниками и сильно выделялись на фоне общего уровня народа. Те поколения были великими и делали огромные шаги. Мы сегодня по сравнению с ними лилипуты и продвигаемся буквально на миллиметры. Но благодаря работе всех предыдущих поколений, сегодня мы находимся на гораздо более высоком уровне, и мудрецы побоялись, что с нашего уровня мы не разглядим величия героев Танаха и отнесемся к ним с пренебрежением, читая об их поступках, многие из которых для нас сегодняшних выглядят очень неприглядно. И поэтому мудрецы пытались создать у нас впечатление, что все написанное в Танахе нужно понимать не так, как написано, а совсем иначе… Скажите, пожалуйста, соответствует ли мое впечатление иудаизму (хотя бы мнению кого-то из раввинов) или оно полностью неверное, и имеется совершенно другое объяснение? Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Даже если праведник преследует нечестивого, Б-г взыщет за преследуемого?15 августа 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Хотелось с вашей помощью прояснить один момент. В человеке есть склонность сочувствовать слабому, зачастую не разбираясь, прав он или нет. Мы часто видим, что в противостоянии слабого сильному общественное мнение, не вдаваясь в подробности, на стороне слабого. Раньше мне казалось, что это проявление поверхностного взгляда на вещи, но теперь я не так в этом уверен. В Коэлет (3:15) сказано: «…и Б-г взыщет за преследуемого». Есть мидраш, где рав Уна от имени рава Йосефа говорит, что это правило работает всегда и во всех случаях: даже если праведник преследует нечестивого — Б-г взыщет за преследуемого. С другой стороны, царь Давид в Теилим (18:38) говорит: «Преследую я врагов моих, и настигаю их, и не возвращусь, пока не уничтожу их». Как понимать это, казалось бы, противоречие? И поверхностная ли эта солидарность со слабым в противостоянии сильному или наоборот — глубинная? Спасибо. Илья Читать дальше |
|
Что же будет с нашими молитвами? Они что, были напрасны?7 июля 2014 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Очень больно, хочется плакать, еще сегодня мы молились за освобождение захваченных мальчиков, а сейчас… Что же будет с нашими молитвами, они что, были напрасны? И почему именно с ними это произошло? С молодыми парнями, которые учатся в йешиве? Л. Читать дальше |
|
Раз Всевышний допустил убийство Эвеля, значит, тот был в чем-то виновен? В чем?29 октября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте уважаемый. У меня возник вопрос, буду очень признателен, если вы мне поможете с ответом. Как известно из Бава Батра 17а, 4 человека умерли без вины — исключительно потому, что смерть является неотъемлемым атрибутом для всех потомков Адама после грехопадения. Эти праведники: Биньямин, сын Яакова, Амрам, отец Моше, Ишай, отец царя Давида, и Килав, сын Давида. Известно также, что Эвель был убит своим братом Каином. Также нам известно, что Всевышний — Справедливый Судья, Истинный Судья. И, например, если свидетель ошибся и человеческий суд казнил кого-то несправедливо, то мы знаем: если Создатель допустил, значит, казнённый был всё же виноват и получил наказание. Так вот, вопрос/-ы: в чём согрешил, провинился Эвель? Может ли это быть объяснено тем, что Эвель был близок по родству к Адаму и поэтому умер без вины? Но тогда он должен был быть упомянутым среди праведников в Бава Батра? Спасибо большое, Виктор Читать дальше |
|
Неужели Моше предался гордыне?12 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав Климовский! Спасибо за ответ про ангела милосердия. Позвольте вопрос о наказании Всевышним Моше за фразу «А что слишком трудно для вас, представьте мне» (см. Раши на Бамидбар 27:5). Неужели для Всевышнего эта фраза в устах Моше (Дварим 1:17) прозвучала излишне горделиво? Ведь подобное (или то же самое?) установление было принято Моше по совету Итро с согласия Творца (Шемот 18:19—24 и см. Раши там) И кроме того сама Тора свидетельствует, что Моше — скромнейший из людей. Спасибо за разъяснения. Александр Читать дальше |
|
Грешник может избежать гнева Всевышнего, если рядом с ним живет праведник?14 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Авраам хотел удержать Вс-вышнего от уничтожения Сдома? Почему Б-г пообещал пощадить всех, если найдется немного праведников? Разве может грешник избежать гнева Вс-вышнего, если рядом с ним живет праведник? Михаил Читать дальше |
|
Праведнику суждено страдать в будущем мире из-за того, что он достиг меньше других?15 августа 2012 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, уважаемый рав! По учению Рамхаля, стремление к совершенству может быть основано на желании достичь высокого места (стремлении к почёту) в будущем мире и нежелании быть там ниже и хуже других, а наказание связано с сожалением, стыдом и болью о недостатке своего совершенства. Вопрос такой: человек, который всю жизнь стремился к праведности ради достижения лучшего места и бОльшего почёта в будущем мире, — будет ли он действительно СТРАДАТЬ оттого, что достиг худшего места, чем другие(?), из-за того, что оказался много ниже того, чего мог бы достичь («каждый обжигается, глядя на шатёр друга своего»)? Возможно ли, чтобы праведники в будущем мире испытывали страдания? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Как объяснить, что Рахель за букетик цветов продала Яакова?1 декабря 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый рав Реувен Куклин, в комментариях к Торе о Яакове, Рахели и Лее я нашла, что изначально женихом Леи был запланирован Эсав. Лея страдала от этого, и глаза её часто были опухшими от слёз… И поэтому перспектива стать женой благородного Яакова для Леи оказалась спасением. Почему Яаков так сильно любил Рахиль? Ведь Рахиль чем-то похожа на Эсава. Не были бы Рахиль и Эсав подходящей парой? Как Эсав, будучи голоден, продал своё первородство за похлёбку, что в ту минуту варил Яаков… Похоже, и Рахель за букетик цветов продала Яакова на ночь Лее. А потом подарила ему двух молоденьких красавиц, Билу и Зилпу чтоб те родили за её счёт детей от него. Я не могу совместить понятие её высокой духовности и такого отношения к мужу. Или всё здесь в норме? Ревновать неправильно? Есть ли какие-либо объяснения в Торе о ревности? Лея ревновала Яакова? Почему Рахель не ревновала мужа? Большое спасибо, М. Читать дальше |
|
Автор Тании полагал, что Моше недоставало веры в Б-га?31 октября 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шолом Алейхем, рав Бенцион! Извините, что отнимаю у вас время, но мой вопрос к вам требует предисловия. Есть такой портал в интернете «Заметки по еврейской истории», руководимый Евгением Берковичем. Он давно перерос свое название, там издаются три интернетных журнала, имеются форумы и гостевая книга со свободным доступом. Теперь перехожу к делу. Не так давно кто-то вывесил в гостевой текст от вашего имени: ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ СЕРДИМСЯ, Рав Бен-Цион Зильбер: Закончилось сражение с Мидьяном. «И вышли Моше и Элазар-священнослужитель, и все предводители общины навстречу им (войскам) за пределы стана. И разгневался Моше на военачальников… возвращавшихся из военного похода… И сказал Элазар-священнослужитель воинам, ходившим на войну: Вот закон учения, какой заповедал Г-сподь Моше…» (Бэмидбар, 31:13—14, 21). Далее шли толкования, ссылки на Талмуд, рава Салантера — все по порядку, и была такая концовка: «Сказано в Тании, что чувство гнева свидетельствует о недостатке веры в Б-га: тот, кто гневается, не осознает, что все происходящее в мире не случайно». На это я, признаюсь, позволил себе такой комментарий: «Значит, гнев тоже происходит и проявляется не случайно. Второе замечание: если так, то у Моше, по-видимому, был недостаток веры в Б-га… С большим уважением отношусь к Баал-Тания (автору Тании) и потому — либо неточный перевод, либо вырвано из контекста, либо еще какой огрех…». Я понимаю теперь, что нужно было сказать это иначе. А вопрос у меня такой: был ли я неправ по смыслу? И если да, то в чем? Заранее благодарен. Песах Майбурд. Обо мне можно навести справки у р. Иеуды Авреха и р. Цви Патласа Читать дальше |
|
Кто ответит за грехи поколения?9 сентября 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Если Катастрофа — это наказание за то, что евреи отвернулись от Торы, то почему погибали и праведники, и религиозные, и раввины?.. Илья Читать дальше |
|
Какой период времени Иов был прокажённым?17 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Какой период времени Иов был прокаженным (неделя, месяц, год)??? Андрей Читать дальше |
|
Неужели праведники грешат?17 января 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый раввин! Как объяснить, что такие большие праведники, как Аарон, Давид, Соломон и другие, делали серьёзные грехи, которыми даже простые люди не грешат? Читать дальше |
|
Кто праведнее царя Давида и Моше-рабейну?12 декабря 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Никак не могу разрешить для себя противоречие: услышал, что есть праведники, которые не грешат. Разъясните, пожалуйста, В ЧЁМ их праведность, т.к. во многих местах Танаха прочитал, что ВСЕ СОГРЕШАЮТ, что нет человека, который не грешил бы (Мелахим А 8,46; Диврей гаЙамим Б 6,36), ибо «Нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы» (Танах, Коэлет 7:20). И Ийов говорит о праведности: «Кто станет чистым от нечистого? Ни один…» (Ийов 14,4—5), «Что (есть) человек, чтобы чистым быть ему, и как праведным быть рожденному женщиной?» (Ийов 15,14;25,4). ВСЕ мы НЕЧИСТЫ говорит Йешайа: «И стали ВСЕ мы, как нечистый, и, как одежда запятнанная, — вся справедливость наша» (Йешайа 64,5). И Давид говорит, что не может увидеть всех своих грехов, что, совершая, в основном, добрые дела, все же ошибается и заблуждается в чем-то: «Ошибки (свои) — кто понимает? От скрытых (неумышленных грехов) очисти меня» (Тегилим 19,13). Как это объяснить? Получается, что действительно и праведники невольно согрешают. Или есть безгрешные праведники, которые совершеннее Давида и Моше Робейну? Прошу не оставить моё неразумение без ответа и помогай вам Б-г. С уважением, Михаил. Читать дальше |
|
Семиты тоже строили Вавилонскую Башню?10 ноября 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Мир вам! У меня вопрос! Участвовали ли в строительстве Вавилонской башни во главе с Нимродом сыны Сима? И если да, то, если можно, Ваш комментарий! М., Россия Читать дальше |
|
Есть ли свидетельства нетленности захороненных тел праведников?31 октября 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Есть ли свидетельства нетленности захороненных тел праведников? Или это просто иносказательные истории о том, что они лежат в могилах, будто спят? Ведь перед Воскрешением мертвых их тела тоже должны поддаться распаду, чтобы воскреснуть. Спасибо, m. Читать дальше |
|
Кто же был Иов на самом деле?10 октября 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский На каком основании утверждается, что Йов не был евреем и жил во времена Моше? Насколько такая информация может быть точна? СпасиБо Игорь, Украина Читать дальше |
|
Были ли праведники до Авраама?12 июля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Очень интересно узнать были ли на земле люди, которые поклонялись Творцу после Ноя и до Авраама. Если да, то зачем Создатель открылся Аврааму, а не действовал через них? Благодарю за ответ. М Читать дальше |
|
Кто называется цадиком?26 ноября 2009 года, отвечает Рав Реувен Пятигорский Кто такие «цадики»? Читать дальше |
|
Где найти достойный пример религиозного человека?18 сентября 2009 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый Рав! Где найти достойный пример религиозного человека? За свои 20 лет в стране побывал в различных ешивах и просто синагогах, знаком с авторитетами. К сожалению, не вижу принципиальных отличий в методах и целях ведения войны за место под солнцем в коллективах религиозных, военных, рабочих — та же карьера, те же деньги, то же влияние и почет. Где же по-настоящему религиозные люди? Спасибо, Шабат шалом, А, Хайфа Читать дальше |
|
Как узнать, кто праведник?26 августа 2009 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый р. Бенцион! Могилы известных людей называют «киврей цадиким». А на каком основании общество считает определенного человека «праведным»? Ведь мы знаем пример Ахера, бывшего большим знатоком Торы. Также, как относиться к случаям отлучений праведных людей (например, р. Элиэзер Агадоль) при их жизни, тогда как после их смерти их мнение было принято наряду с мнениями других людей его поколения? С уважением. А., Иерусалим. Читать дальше |
|
Как влияют портреты раввинов?13 мая 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Увидел как-то, что в изголовье коляски с младенцем молодой харедимной пары помещены портреты рабаним. Ясно, что это не для родителей, а для «охраны» ребёнка. Христиане считают, что иконы сами по себе обладают оберегающей силой. Неужели примерно так же думают и ультра-ортодоксы про портреты рабаним? Ури, Израиль Читать дальше |
|
Можно ли рассказать о чуде?16 марта 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый Раби. Если с человеком случилось чудо, можно ли рассказать об этом другим, это не гордость? Со мной бывало, что я молился и Б-Г отвечал, и просьба сбывалась. Как быть? Я стараюсь соблюдать заповеди, если я расскажу, сразу начнут думать что я праведник, а я таковым не являюсь. Рони, Москва Читать дальше |
|
Почему одни грешат, а другие умирают?15 апреля 2008 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав Бен-Цион Зильбер, |
|
Как могло случиться, что мальчики в ешиве были убиты при изучении Торы?7 апреля 2008 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Считается ведь, что изучение Торы - это лучшая защита. А мальчики в ешиве были убиты прямо при изучении Торы!!!! Как это согласуется??!! Lea Читать дальше |
|
Праведнику - плохо?1 октября 2007 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Можем ли мы сказать, что ни одна из Имаhот (праматерей - Сара, Ривка, Рахель и Лея) не дожили, чтобы увидеть своих внуков? Сара умерла до женитьбы Ицхака, Ривка умерла прямо перед возвращением Яакова, Рахель умерла при родах Биньямина, когда Йосефу было меньше 7 лет, а Лея (согласно Сэдэр Олам) умерла через 7 лет после Рахели, когда Рэувену было 13 или 14 лет, т.е. задолго до того, как Йосеф имел свои сны в главе Ва-Йешев. Что мы можем из этого выучить? Й. Т. Читать дальше |
|
Кто они — 36 праведников, на которых держится мир?18 октября 2006 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав! будьте добры, скажите — где получить полную информацию о 36 праведниках, на которых держится мир. Знают ли ихние имена, живут ли они все в Земле Обетованной — очень интересно. Спасибо. А, может, они и сами не знают,что они праведники?С уважением, Э.-Л. Читать дальше |