Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Правильно ли я поступаю, что прошу о помощи Небес в каждой мелочи?

Темы: Молитва, Еда, Праведники, Рав Яаков Гельфман

Отложить Отложено

Здравствуйте. Я недавно поймал себя на мысли, что часто обращаюсь к Б-гу в молитвах по всяким мелочам, касающимся повседневной бытовой жизни, или же молюсь за всех людей. Правильно ли я поступаю? Имею ли я право так делать? Или нужно молится за спасение своей души в вечной жизни?

Отвечает рав Яков Гельфман

Здравствуйте!

Желаю нам всем так поступать! И искренне просить о помощи Небес в каждой мелочи, ведь действительно ни один наш вздох или выдох невозможен без Него.

В молитве мы благодарим «за чудеса, которые Ты совершаешь с нами... каждое мгновение». О чём тут речь? Об этой каждодневной, «обыденной» помощи в каждой житейской ситуации, собственно говоря, — обо всём! И, если мы должны за это благодарить трижды в день, то почему должно быть стыдно за это молиться?

Вспоминаю историю об одном из великих Ребе, которую как-то прочитал. Однажды услышали, как он просит в конце молитвы, «чтобы служанка не ушла». Зная его высокий духовный уровень, постижение высших сфер и отрешённость от житейской суеты, ученики всполошились. О какой служанке идёт речь, может быть, какая-то беда грозит еврейскому народу? Не найдя удовлетворительного решения загадки, решили спросить у самого Ребе. Он их успокоил: «У моей жены, которая уже немолода, есть старая верная служанка. Недавно она сказала, что хочет оставить работу. Но я знаю, что привыкнуть к новому человеку очень трудно и это причинит большие неудобства моей жене. Поэтому я обратился к Творцу с просьбой, чтобы она не ушла от нас».

Святой Шла пишет: человек не должен думать, что, произнося установленные молитвы, во всём остальном он может положиться на себя. Надо стараться «по всем вопросам» обращаться к Б-гу.

Объясняя стих «И помни Господа, Б-га твоего, ибо Он даёт тебе силу...» (Дварим 8:18), комментаторы говорят, что это заповедь — постоянно помнить о том, что всё от Б-га, даже мысли, которые нам приходят в голову, как и что сделать. Каким образом человек исполняет эту заповедь? — Прося у Него помощи во всём!

В Талмуде (лист 60) Брахот приводятся молитвы, которые читает путник. Перед тем, как войти в город, просит о том, «чтобы благополучно войти», а перед тем, как выйти — о том, «чтобы благополучно выйти». Входя в баню, человек просит, чтобы ему это не повредило...

Автор книги «Основа и корень служения» в своем завещании пространно пишет, как он молился обо всём, в чём нуждался, и завещает своим потомкам поступать так же.

В Талмуде (Брахот 21) приводятся слова раби Йоханана: «Дай Б-г, чтобы человек молился целыми днями». И объясняет Бнаяу, что молиться нужно не только, когда чего-то недостаёт. И когда есть пища и даже тарелка и ложка, чтобы её есть, всё равно человек должен молиться, чтобы иметь возможность ее есть! Нужно оговориться: речь идет только об искренней молитве, когда человек действительно чувствует руку Творца во всём, а не для галочки. Только такая молитва по-настоящему поднимает человека. Поэтому на деле каждый должен молиться в соответствии со своим восприятием. Раби Йоханан хотел подчеркнуть: если встаёт вопрос о том, есть ли смысл в такой молитве, то ответ однозначный: да, есть.

Вспомним под конец известную историю о раби Зусе. Он каждый день после утренней молитвы произносил еще одну горячую молитву — о пропитании, как рекомендуется в Книге Зоар, а после этого служка приносил ему завтрак. Однажды служка подумал: «Что это за театр! Раби просит пищу у Б-га, но приношу-то ему пищу я?!» На следующий день раби Зуся, как обычно, помолился, а служка завтрак не несёт. Через минуту заходит еврей с подносом, уставленным различными блюдами, и ставит перед раби Зусей. Когда этот еврей выходит, ошеломлённый служка спрашивает его, как он здесь оказался. Выясняется, что этот еврей просто хотел отблагодарить раби Зусю за какое-то доброе дело, поэтому и принёс ему отборные яства. С тех пор служка всегда приносил еду вовремя…

С уважением, Яаков Гельфман

 

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше