Темы: Мудрецы, Уважение, Благословение, Рав Мендель Агранович, Праведник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, у меня вопрос: в каких случаях употребляется выражение «זכרונו לברכה» («зихроно ли-враха» — «благословенна его память»)? На письме употребляют сокращение ז"ל («заль») после имени отошедшего в мир иной человека. А в разговорной речи? Я обязана всегда говорить «зихроно ли-враха»? А как быть в случае, когда я не была знакома с человеком лично? Заранее спасибо. Галина
Уважаемая Галина!
Царь Шломо в книге Мишлей («Притчи Царя Соломона») говорит: зэхэр цадик ли-враха вэ-шем рэшаим иркав — «Память праведника (упоминание о нем) — к благословению, а имя нечестивых сгниёт» (10, 7).
Раши объясняет так: «Тот, кто упоминает праведника, благословляет его, а имя нечестивых не хочется даже упоминать, так как гниль (память об их омерзительных делах) поднимается при этом».
Автор комментария Мецудат Давид и Мальбим похожим образом комментируют этот стих: всякий раз, когда упоминается имя праведника, все благословляют его за то добро, которое он сделал, а о нечестивых не хотят вспоминать, поэтому и имя их как будто «сгнивает».
Виленский Гаон углубленно рассматривает этот комментарий, но мы не сможем разобрать его слова в рамках краткого ответа.
Мишна в трактате Йома (38а) сообщает, что праведник Никанор сделал ворота для Храма и был готов пожертвовать собой ради Славы Всевышнего. Его и других достойных людей, служивших в Храме, прославляли, добавляя при упоминании их имен «зэхэр цадик ли-враха», основываясь на этом стихе из Мишлей.
В Талмуде сказано, что таков закон: употреблять это выражение, упоминая покойного отца (родителей; Кидушин 31 б и Шулхан Арух, Законы почитания родителей 240:9).
Если при жизни отца человек идет туда, где отца хорошо знают, он должен сказать, что возвращается к отцу и, таким образом, вызвать уважение к отцу. И это — несмотря на то, что и его самого там уважают.
Если же отца уже нет в живых, уважение к нему выражают так: когда человек упоминает слова Торы, слышанные им от отца, в течение первых месяцев после смерти отца он добавляет: «Да буду я искуплением вместо него, лежащего на ложе его» и «зихроно ли-враха», а по прошествии двенадцати месяцев — только «зихроно ли-враха».
В устной речи можно употребить и сокращение — «заль» — мы видим, что так говорят о мудрецах (хазаль — «хахмэйну зихронам ли-враха»), и полную форму— «зихроно ли-враха».
Всегда ли нужно говорить? — По мере логической необходимости. Не нужно перенасыщать свою речь этим.
Говоря о человеке, которого Вы не знали лично, если он достоин уважения, можно и стоит употреблять эту формулу. Это следует из талмудического сообщения о Никаноре зацаль, см. выше. С другой стороны, это выражение не принято употреблять, когда упоминают имя кого-либо из мудрецов Талмуда.
Нет различия между упоминанием отца или упоминанием матери, в законе сказано только «отец» лишь для простоты изложения.
С уважением, Мендель Агранович
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Мендель Агранович
Мирьям Климовская
При этом он глубоко порядочен, благороден и талантлив
Рав Мендель Агранович
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Реувен Куклин
«Благословен ТЫ…, освятивший нас ЕГО заповедями»?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Мендель Агранович
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его