Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Вегетарианство, Недельная глава, Ноах, Потоп, Животные, Нахум Пурер
Содержание раздела
Через десять поколений после Адама человечество настолько извратилось, погрязло в разврате, жестокости и идолопоклонстве, что
Ноах разводит виноградник и пьянеет от выпитого вина. Хам, один из трех его сыновей, насмехается над отцом, уснувшим в голом виде. Два других сына Шем и Яфет накрывают отца, защищая его честь. В результате инцидента Хам получает отцовское проклятие: потомки его сына Кнаана будут презреннейшими из рабов. В то же время Шем и Яфет благословляются
Тора перечисляет потомков Ноаха от трех сыновей, родоначальников семидесяти народов мира. Далее рассказывается о строителях Вавилонской башни, бросивших вызов
Мораль истинная и ложная
Всемирный потоп был крупнейшей природной катастрофой. Сказал
Пророк Йешаяу назвал потоп «водами Ноаха», имея в виду, что Ноах несет частичную ответственность за гибель человечества.
Один нееврейский философ вступил однажды в спор с раби Моше бен Маймоном (Рамбамом) о том, что управляет поведением животных — инстинкт или поведенческая дрессировка. Философ утверждал, что животное можно научить чему угодно. Чтобы доказать свою правоту, он нанял дрессировщика, и тот обучил нескольких котов ходить на задних лапах, держа на весу подносы с едой, и другим повадкам официантов. Для пущего сходства философ заказал для своих хвостатых питомцев ресторанные ливреи и устроил «банкет», пригласив на него Рамбама.
Спектакль шел, как по маслу, но когда дрессированные коты стали разносить первое блюдо, Рамбам выпустил заранее приготовленную мышку. Что тут началось! Зал наполнился грохотом брошенных подносов и звоном разбитой посуды. Забыв о долгих тренировках, ученые «официанты» опустились на все четыре лапы и, скользя по лужам разлитого супа, бросились в погоню за мышью.
Никакая дрессировка не может пробить биологический барьер, отделяющий животное от человека. Но человеку «дрессировка» необходима. Без нее он не сможет управлять своими животными инстинктами — низкие страсти неизбежно поставят его на четвереньки. В отличие от животного, человек может совершенствовать свой характер и стать полновластным властелином собственных инстинктов. Хотя одних манер тут недостаточно. Ведь манеры — это лишь маска. Многие люди, порой целые народы хорошо «надрессированы», прекрасно воспитаны; они ведут себя культурно и обходительно (»данке шен, битте шен, майн герр»), но лишь до тех пор, пока перед ними не выпустят «мышку»
Неслучайно многие люди возвращаются сегодня к религиозным корням. Они порой интуитивно чувствуют, что без прочной абсолютной морали невозможно существование общества, невозможны справедливость и прогресс. Истинная мораль заключена в воле Творца, в Его Торе, исходной базе всех монотеистических религий. Лишь ценности, провозглашенные Торой, помогают человеку твердо стоять на двух ногах и духовно расти.
Блюсти иерархию Творения
Сегодня вегетарианство выглядит достаточно экзотично, но до потопа все люди были вегетарианцами. Первым человеком, получившим разрешение есть мясо, стал Ноах. Именно ему и его потомкам,
Почему
Но и это ещё не все. Другие комментаторы отмечают, что, опустившись на самое дно нравственной распущенности, люди начали заниматься скотоложством, уравняв, тем самым, себя с животными.
Этого
Когда Ноах вышел из ковчега, чтобы заново начать историю человечества,
Впрочем, Тора не осуждает вегетарианство. Нам не возбраняется съесть в Шабат пюре из манго вместо куриного бульона (хотя понятие онег Шабат, наслаждение субботы, предусматривает среди прочего сытную трапезу с мясом и вином). Но если вы не едите мясо по убеждению, считая, например, что вы и корова равноправны и равнозначны в схеме мироздания, такой взгляд противоречит мировоззрению иудаизма.
Тора утверждает, что вселенная создана для людей, что «Человек (и только Человек) — это звучит гордо». Все прочие элементы творения, бесконечное множество видов и подвидов флоры и фауны, сама природа во всем своем многообразии представляют собой лишь «сцену», изысканные декорации, помогающие нам играть заглавную роль в грандиозном спектакле, поставленном Творцом.
Такова цель Творения, и нам поручено использовать все, что есть в этом мире, для своего нравственного, духовного совершенствования и приближения к Творцу, Который и есть Высшее благо, Высшая правда и Высшая гармония. Стремясь к этой цели, мы не только возвышаемся сами, но и возвышаем сотворенный Им мир.
В природе действует строжайшая иерархия; каждому существу, каждому виду отведено свое место. Неорганический мир служит пищей для растительного мира; поглощая минеральные вещества, земная флора растет и развивается, заодно поднимая неорганические элементы на более высокую ступень. Точно так же животные возвышают растительный мир до своего уровня, когда едят траву.
Когда человек ест мясо животного, он тоже возвышает его, ставит на более высокую ступеньку духовной иерархической лестницы. Поэтому не спешите оплакивать цыпленка, завершившего свое короткое существование на субботнем столе, ибо он вполне преуспел — стал средством приближения физического мира к миру духовному, что, собственно, и является главной целью Седьмого дня.
Публикуется с разрешения издательства »Швут Ами»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»