Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Иерусалим, Изучение Торы, Алия, Рав Александр Кац
Раби Ицхак-Йерухам бар Йеошуа-Лейб Дискин (5599—5685 /1839—1925/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из руководителей ашкеназской общины Йерушалаима.
Родился двадцать второго швата 5599 /1839/ года в г. Волковыске, на западе Белоруссии.
Изучал Тору под руководством отца, р. Йеошуа-Лейба Дискина (см.), возглавлявшего крупные общины Ломжи, Ковно (Каунаса), Шклова и Бриска (Бреста).
В пятилетнем возрасте Ицхак-Йерухам уже самостоятельно изучал Талмуд с комментариями Раши (см.) и тосафистов. А всего через четыре года, когда ему исполнилось девять лет, отец засвидетельствовал, что мальчик «разбирается во всех сложнейших разделах Талмуда».
На следующий день после своей бар-мицвы Ицхак-Йерухам отделился от своих друзей и в течение трех лет занимался Торой в уединении — не менее четырнадцати часов в сутки без перерыва (Ашалъэвет 5763 г., 24 с.6).
В возрасте шестнадцати лет он стал экзаменатором в ешиве своего отца в Ломже.
В шестнадцать лет он женился на дочери р. Захарии Залкинда из г. Динабурга (Двинска, ныне Даугавпилса). Вскоре после женитьбы ему предложили возглавить общину Ломжи, заменив отца, — но р. Ицхак-Йерухам наотрез отказался (там же).
В течение пятидесяти последующих лет он продолжал углубленные занятия Торой, ведя жизнь затворника в Динабурге, а позднее — в Умани.
В 5637 /1877/ году его отец, р. Йеошуа-Лейб Дискин, поселился в Йерушалаиме и стал фактическим главой ашкеназской общины города — «раввином для раввинов». Он основал в святом городе ешиву Оэль Моше (Шатер Моше), а затем и знаменитый «Сиротский дом Дискина». После его смерти, последовавшей в 5658 /1898/ году, его ближайшие ученики обратились к р. Ицхаку-Йерухаму с просьбой приехать в Землю Израиля и продолжить миссию своего отца (там же).
В месяце элул 5668 /1908/ года, после многолетних сомнений и колебаний, на семидесятом году жизни р. Ицхак-Йерухам прибыл в Йерушалаим. Он встал во главе ешивы и сиротского дома, основанных отцом.
В 5673 /1913/ году, когда умер р. Хаима Берлина (см.), возглавлявший ашкеназскую общину Йерушалаима, мудрецы святого города избрали на его место р. Ицхака-Йерухама — но он отказался от почетного назначения. Он стал, как когда-то его отец, «раввином для раввинов»: возглавивший общину р. Йосеф-Хаим Зонненфельд (см.) не предпринимал никаких серьезных шагов, предварительно не посоветовавшись с ним (там же с.7—8).
В 5678 /1918/ году евреи Йерушалаима, сохраняющие верность традиции, объединились в особую общину, названную Эйда харедит (Община богобоязненных). На учредительном собрании общины ее первым президентом (наси) был избран р. Ицхак-Йерухам, а главой раввинского суда общины — его ближайший сподвижник, р. Йосеф-Хаим Зонненфельд.
Эйда харедит была создана, чтобы противостоять быстро растущему влиянию «просветителей» и сионистов, сбросивших с себя «ярмо Торы». Р. Ицхак-Йерухам ясно понимал: конечная цель отступников заключается в том, чтобы искоренить все, связанное с Торой, из жизни евреев, — поэтому он решительно противился любым изменениям в традиционном общинном укладе, называя их «проломом в стене». Наряду с ведущими раввинами, в руководство Эйда харедит вошли восемнадцать известных профессоров и врачей, ратовавших за сохранение Йерушалаима в качестве святого города Торы. На состоявшихся в 5679 /1919/ году выборах в городской совет кандидаты от Эйда харедит получили большинство голосов.
Р. Ицхак-Йерухам Дискин умер двадцать девятого швата 5685 /1925/ года. Похоронен на Масличной горе.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»