Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Скромность, Каббала, Алия, Александр Кац
Раби Хаим-Шауль Акоэн Двик (5613—5692 /1853—1933/ гг.) — выдающийся кабалист.
Родился в сирийском городе Арам-Цове (Алеппо или Халеб).
С юных лет начал изучать сокровенные разделы Торы и приобрел репутацию одного из самых авторитетных кабалистов своего поколения.
По завершении периода ученичества р. Двик возглавил общину своего родного города Арам-Цовы, в котором проживало около десяти тысяч евреев.
В конце 5640-х /1880-х/ годов под влиянием иностранных путешественников в Арам-Цове распространилась новая мода — женщины стали выпускать пряди волос из-под головного убора. Р. Двик потребовал, чтобы женщины отказались от моды, противоречащей законам Торы. Он объяснил, что, согласно принципам кабалы, нескромность в одежде и внешнем облике женщин приводит к тому, что на Небесах выносится обвинительный приговор против всей общины. Он также предупредил: если положение не исправится, он покинет город — ведь раввин, к словам которого не прислушиваются, не может оставаться главой общины.
Убедившись, что женщины Арам-Цовы по-прежнему предпочитают требования моды требованиям алахи, р. Двик действительно уехал из города. В ту же ночь в Арам-Цове вспыхнул грандиозный пожар, уничтоживший большинство еврейских домов и приведший к человеческим жертвам. Руководители общины увидели в случившемся руку Небес и, разыскав р. Двика, попросили его вернуться — но он отказался (Иквета димешиха 188).
Вскоре после этого, в 5650 /1890/ году, р. Двик переселился в Землю Израиля. Он присоединился к занятиям в иерусалимской ешиве кабалистов Бейт Эль, а с течением времени возглавил эту ешиву.
В 5656 /1896/ году он основал новую ешиву Реховот анаар (Просторы реки), расположенную в квартале Бухарим, вне стен Старого города. В этой ешиве, ставшей основным центром изучения кабалы в святом городе, р. Двик в течение многих лет передавал свои познания избранным ученикам, среди которых были представители не только сефардской, но и ашкеназской общин.
В последние годы жизни он потерял зрение, однако продолжал заниматься с учениками (Гдолей адорот).
Его перу принадлежит книга Эйфа шлема (Полная мера), в которой разъясняется кабалистическое учение Аризаля (см.).
Р. Хаим-Шауль Двик умер в Йерушалаиме четвертого тевета 5693 /1933/ года, в возрасте восьмидесяти лет.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»