Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Тора и наука, Изучение Торы, Александр Кац
Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин (5612—5692 /1852—1932/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Родился в местечке недалеко от г. Ковно (Каунаса).
Еще в детстве прославился как илуй (вундеркинд).
К двенадцати годам завершил первый цикл изучения всего Талмуда.
Когда р. Кляцкину было около двадцати лет, Мальбим (см.), ознакомившись с его первыми сочинениями, написал: «Что касается глубины анализа и талмудической эрудиции, нет подобного ему во всем поколении» (Гдолей адорот).
Р. Кляцкин занимался Торой с исключительным усердием и самоотдачей — как правило, от утренней зари до трех часов ночи. В три часа он засыпал, прямо за своим рабочим столом, а в шесть утра — уже вновь приступал к занятиям. Если порой он просыпался на несколько минут позже, то сетовал на жену: почему она, поднявшись, не разбудила его. «Неужели ты хочешь, чтобы я так и остался неучем и невеждой?!», — говорил он (там же).
Наряду с традиционными еврейскими дисциплинами, р. Кляцкин углубленно изучал также математику, химию, медицину и фармацевтику, а из гуманитарных наук — историю. Он владел многими иностранными языками. Уровень его знаний в большинстве изученных отраслей науки был настолько высок, что к нему обращались за консультацией ведущие профессора и исследователи Европы (Энциклопедия левейт Исраэль т.18).
В течение ряда лет р. Кляцкин возглавлял небольшие общины в литовском крае, а затем стал главным раввином польского города Люблина.
Он приобрел репутацию одного из самых авторитетных законоучителей (посеков) поколения — со всех концов еврейского мира к нему обращались за решением спорных вопросов. В первую очередь, он специализировался на алахических проблемах, связанных с молитвой, а также на проблемах агунот — женщин, мужья которых пропали без вести.
Его перу принадлежит целый ряд значительных алахических сочинений: Имрей шефер (Сладостные речения), Эвен пина (Краеугольный камень), Двар Элияу (Слово Элияу) и др.
Несколько его респонсов включены в талмудическую энциклопедию Сде хемед (Прекрасное поле), составленную р. Хаимом-Хизкией Медини (см.).
Р. Кляцкин отличался абсолютной честностью и правдивостью. Когда к его дочери сватался некий одаренный юноша, отец жениха попросил, чтобы р. Кляцкин сам отрекомендовал свою дочь. Однако, несмотря на уговоры жены и других членов семьи, р. Кляцкин категорически отказался. «Лучше я вообще не буду вмешиваться, чем испорчу своим ответом шидух, — пояснил он. — Ведь, по правде говоря, я считаю, что наша дочь не достойна молодого человека, обладающего такими выдающимися качествами» (Гдолей адорот).
Перешагнув семидесятилетний рубеж, р. Кляцкин переехал в Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме. Его дом стал одним из центров изучения Торы.
Р. Элияу Кляцкин был призван в Небесную Ешиву в 5692 /1932/ году, в возрасте восьмидесяти лет.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»