Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы

«Если человек даст обет Б-гу или поклянётся клятвой, приняв запрет на себя, то не должен он нарушать слова своего. Всё, что он сказал, должен исполнить» (30:3)

Как-то к р. Яакову Абухацире, посетившему город Танжер, пришла бездетная женщина попросить благословения на рождение детей. Рав благословил её, сказав, что у неё родится сын. Женщина настолько растрогалась, что принесла раву в подарок новый кафтан, висевший до этого в шкафу. Моль проела в кафтане несколько дырок, но женщина не обратила на это внимание. «Праведник постановляет, а Б-г выполняет» — женщина забеременела. Когда р. Яаков вернулся домой в город Тифлат, он решил надеть в шабат подаренный кафтан. Взяв кафтан в руки, он увидел дырки, проеденные молью, и изменился в лице. В это же время в Танжере выкинула женщина ребёнка! Расстроенная донельзя, поехала она по окончании шабата в Тифлат сказать раву, что благословление помогло только наполовину. Когда она предстала перед равом, он спросил её строго: «Скажи-ка мне, когда дала мне кафтан за благословление, знала ли, что в нём есть дырки от моли?» Изумилась женщина, заплакала навзрыд и заверила, что ничего абсолютно не знала. Очевидно было, что она не лжёт. Рав благословил её ещё раз, и вскоре женщина родила сына.

Если принял на себя обязательство, то выполнять его следует самым совершенным образом!

* * *

Раби Имануэль Хай Рики родился в 5448 году (1688) в городе Ферера (Италия) и был одним из виднейших раввинов Италии своего времени. Позднее он приехал со своей семьёй в Эрец Исраэль и обосновался в Цфате. Здесь он закончил свою книгу о Мишне, которая называется Хон ашир (Огромное состояние). Книга начинается законами обетов и рассуждениями о силе речи. Рав начал писать книгу ещё в Италии, в возрасте 25 лет, и назвал первоначально её «Законы бедности», по своей скромности считая себя бедным знаниями. Рав Эфраим Коэн так написал об этой книге: «Книга Законы бедности тщательно продумана и написана с глубоким знанием Торы человеком богобоязненным и осуществляющим Тору в бедности».

Многие знатоки Торы просили р. Имануэля изменить название книги, но рав стоял на своём. Через некоторое время жуткая бедность вынудила рава уехать из Израиля заграницу, однако там его беды не кончились, ибо попал он в плен, где забрали у него всё за исключением рукописи «Законы бедности», своим названием символизирующим его положение. Тогда он решил переименовать рукопись, назвав ее Огромное состояние, — и положение резко изменилось: он удостоился выпустить в свет прекрасно оформленную книгу.

В новомесячье адара 5503 года (1743) рав погиб, освящая Имя Всевышнего, категорически отказавшись подчиниться погромщикам, заставлявшим его есть запрещённое Торой. Да будет отомщена кровь его!

* * *

Есть клятвы, назначаемые судом. Если один человек привлекает другого к ответственности, а тот не считает себя виновным и держит в руках спорное имущество, то он, второй, должен поклясться — и будет освобождён от платы. Впрочем, многие не клянутся даже, чтобы подтвердить чистую правду, и готовы заплатить только, чтобы не клясться.

Неевреи также использовали в своих интересах готовность евреев заплатить, чтобы не клясться, ибо еврейское право утверждает, что нельзя клясться при тяжбе с неевреем. Однажды пришли истец-араб и ответчик-еврей на суд к р. Мордехаю Леватону, раву Арам Цовы. Еврей не согласился с обвинением, и рав освободил его от клятвы. Араб знал, что в подобном случае, если бы истцом был еврей, то рав заставил бы клясться ответчика-араба. Тогда пошёл араб жаловаться к мусульманскому судье на дискриминацию. Кади позвал к себе рава, дабы тот объяснил свое решение. Пришёл рав с огромной книгой в руках (Шульхан арух, Хошен мишпат). Спросил кади, каков источник, из которого взят приговор. Открыл рав Шульхан арух и зачитал раздел: «Не клянутся на тяжбе с неевреем».

Удивился кади и сказал: «Естественно, я представлял себе, что таков ваш закон, но не представлял, что ты найдёшь в себе мужество явиться передо мною и зачитать этот раздел! А безграничное мужество — первое условие для судьи!»

И отпустил рава с миром!

«Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам, затем приобщишься к народу твоему» (31:2)

Мидьянитяне послали своих дочерей блудить, чтобы нанести урон сынам Израиля. Евреи же всегда блюли чистоту своих дочерей.

Услышал царь Йемена восхваления Шмаи (Сары), дочери кабалиста р. Шалома Шабази, позвал р. Шалома к себе и приказал ему выдать дочь за своего сына. Рав отказался. Тогда царь сказал: «Ты считаешь себя святее меня? Если ты не выдашь её замуж добровольно, то возьму её силой!»

Сказал раби Шалом: «Я повторяю, что не было и не будет этого. Но желание царя осуществлю, ибо слово его закон!»

Тут же вернулся домой и приготовил дочь к свадьбе: одели её в белые одежды — но, не про нас будет сказано, и саван тоже белого цвета, — и с песнями повели Шмаю навстречу процессии жениха.

Все присутствовавшие слышали звуки песни р. Шалома, но не поняли ивритских слов, которые были словами плача и поминовения. С другой стороны тоже слышались звуки песен. Когда из-за угла появилась процессия жениха, и они встретились — упала невеста и умерла!

Закричал царь на р. Шалома: «Что ты сделал? Ты убил свою дочь!?»

Ответил скорбящий р. Шалом: «Я ничего не сделал! От Творца вышло это: ведь я же сказал, что свадьба невозможна!»

Царь попросил прощения у р. Шалома и с этого времени уважительно стал относиться к евреям, приказав не трогать их. Дочь р. Шалома похоронили с большими почестями, и многие приходили на её могилу просить у Творца помощи и милосердия.

«И сказал Элиэзер-коэн воинам, ходившим на войну: “Вот закон об учении, которое Б-г заповедал Моше” (31:21)»

«Почему о законах очищения утвари, изготовленной неевреями, говорит Элазар, а не Моше? Потому что Моше рассердился и из-за этого забыл закон» (Раши).

Сказано в книге Зоар, что «ущерб, наносимый гневом, столь велик, что даже пророк утрачивает из-за него свой пророческий дар, а мудрец — свою мудрость.»

Однажды раби Мордехай Шараби пришёл на утреннюю молитву в синагогу Неар Шалом. Взглянул рав на хазана, готовившегося начать молитву, и запретил тому вести молитву. Хазан очень удивился: «Что увидел рав неправильного и неверного во мне?» Увидел рав, что человек не понял причины запрета, наклонился и прошептал ему на ухо: «Утром, перед тем, как идти в синагогу, ты поссорился с женой и ругался с ней. А человек, одержимый гневом, не может вести молитву…»

«Рабы твои сосчитали поголовно воинов, которые поручены нам, и не убыло ни одного из них» (31:49)

Во время своих многочисленных поездок во имя народа Израиля прибыл раби Йосеф Хаим Давид Азулай (Хида) в Ливорно на корабле в шабат. Чего только не предпринимал раби, чтобы не сходить с корабля до исхода шабата. Капитан заставил рава всё же сойти на берег, но все вещи и деньги, собранные для народа Израиля, раби оставил на корабле. Но то, что раби не нарушил шабат, помогло ему, и когда он вернулся в воскресенье на судно, то нашёл всё в целости — не исчезло ни одной вещи.

«Загоны для овец построим мы для скота нашего здесь и города для малых детей наших» (32:16)

Имущество свое они жалели больше, чем собственных детей, поэтому они сначала говорят о своих овцах, а лишь потом о детях. На это Моше ответил им: «Неверно вы поступаете! Сначала делайте главное, а потом — второстепенное. Сначала стройте себе города для детей ваших и лишь потом загоны для скота» (Раши).

В первые годы после создания государства Израиль, когда экономическое положение было очень тяжелым, определенные круги пытались убедить население страны и, в частности, новых репатриантов, в необходимости «планирования семьи». Но по еврейскому закону воздержание от деторождения по экономическим соображениям является тяжелым прегрешением. Раввины при любой возможности убеждали репатриантов в недопустимости «планирования семьи», объясняли, сколь велика заслуга рожать детей, ибо от этого зависит приход Машиаха. Только когда все предназначенные души спустятся в этот мир, придет Машиах. Получается, что каждый рожденный ребенок ускоряет приход Машиаха.

У р. Ицхака Ноаха родился внук, и рав прибыл в Кирьят Шмону на его обрезание. Перед обрезанием обратился рав к присутствующим: «Посмотрите-ка на этого чудесного ребенка, на его чистое лицо. Нам необходимы тысячи и десятки тысяч ему подобных, чтобы усилиться и укрепиться против наших врагов. Можем ли мы своими собственными руками предотвращать рождение наших сыновей и дочерей, которыми Б-г хочет удостоить нас? Можем ли мы по своей воле отказаться от величайшего счастья обнимать своего ребенка? Как мы можем нарушить приказ Творца: “Не для пустоты сотворил он ее (землю), Он образовал ее, чтобы населить” (Йешая 45:18).»

Прочувствованные слова рава возымели свое действие, и с тех пор любые разговоры о «планировании семьи» наталкивались на непреодолимую стену.

[Рав Ицхак Ноах был равом поселения Элькош на севере Исраэля в 5714—5723 (1952—1964) годах.]


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше