Темы: Награда и наказание, Недельная глава, Кашрут, Оцарот, Чтение для детей, Холокост, Хида, Шмини, Рассказы
«Не оскверняйте души свои всяким гадом, ползающим по земле» (11:44). Как известно, в мире нет ничего, чтобы было бы создано напрасно. Спрашивали ли мы себя хоть раз, с какой целью и ради какой пользы сотворены гады и насекомые? От этих насекомых, помимо того, что они отвлекают, жалят, кусают и мешают, нет никакой пользы, которую можно было бы увидеть невооруженным глазом.
Этот вопрос уже задавал… пророк Элияу, обращаясь к раби Нехораю, а тот дал ему удивительный ответ, способный изменить наше отношение к законам кошерной пищи. Вот что приводится в Иерусалимском Талмуде (Брахот 9:2): «Спросил Элияу у раби Нехорая: Для чего сотворил Святой, благословен Он, гадов и насекомых в нашем мире?
Тот ответил: Была необходимость в их сотворении. Когда люди грешат, Святой, благословен Он, смотрит на насекомых и говорит: Если уж этих, которые созданы без всякой пользы, я поддерживаю, то тех, кто созданы ради важной причины, — тем более!»
Выходит, польза от их сотворения как раз в том и состоит, что они бесполезны. А если бы была от них польза, они были бы бесполезны.
Из ответа раби Нехорая наш учитель Х. Й. Д. Азулай (рабейну Хида) делает важный вывод в книге «Нахаль Кдумим»: это «тем более» справедливо лишь в отношении тех людей, кто воздерживается от того, чтобы в их уста проникали гады и насекомые. Этим такие люди показывают, что насекомые и вправду созданы бесполезными. Но те, кто едят гадов и насекомых, собственными нечистыми устами в буквальном смысле опровергают это рассуждение. Ведь они перед всем миром показывают, что гады и насекомые созданы ради пользы (заключающейся в их поедании), а значит, у Всевышнего словно уже и нет повода поддерживать жизнь грешников.
Благодаря этому тот же автор объясняет угрозу пророка Ишайи (см. книга Ишайи, 66:17): «Поедающие мясо свиней, гадов и мышей вместе сгинут, — сказал Б-г». Те, кто едят падаль и трефу, доказывают этим, что она создана с пользой, а значит, рассуждение, приведенное в словах раби Нехорая, теряет силу. Поэтому они «вместе сгинут» — эти грешники должны умереть вместе с гадами и насекомыми.
Следовательно, кашрут хранит нас даже больше, чем мы его.
Один еврей по имени раби Дойч жил в Париже. В багаже раби Дойча, пережившего ужасы Холокоста, хранится удивительный эпизод самоотверженности и освящения имени Б-га, в конце которого к евреям пришло спасение.
Во время войны, — рассказывает он, — я находился в Венгрии. Еще до того, как туда вошли нацисты, мэр Будапешта, бывший отъявленным антисемитом, собрал около трехсот евреев в закрытый лагерь, чтобы встретить немецких солдат этим подарком. Я тоже оказался в том лагере вместе со своими братьями-евреями. Естественно, еда была некошерная, и мы с товарищами были вынуждены от нее отказываться.
Прошел некоторый период, и мы, следившие за тем, чтобы есть только кошерные продукты, почувствовали, что отсутствие питательных веществ дурно влияет на наше здоровье. Между нами начались споры. Одни хотели попросить у начальника лагеря организовать кошерную кухню, но другие уверяли, что, услышав такую просьбу, начальник впадет в гнев и накажет всю нашу группу. В итоге от нас отправилась делегация, в которой состоял и я, и с дрожащими коленями мы попросили у начальства кошерную кухню.
«Я не знаю, что такое кошерная кухня, — ответил начальник, — но знаю, что слово “кошерное” значит меньше есть, а значит вы будете еще слабее. Я готов согласиться на вашу просьбу, но, если один из вас заболеет и не придет работать, я закрою эту вашу кухню».
Мы согласились — ведь у нас не было выбора. Мы сделали все возможное, чтобы сохранить «нашу» кухню. Если кто-то из нас заболевал, мы прилагали все усилия, чтобы прикрыть его и помочь ему прийти на каторжную работу. Главное, чтобы начальник не нашел причин закрыть кухню.
Однажды, — продолжает господин Дойч, — начальник созвал всех заключенных в лагере и зачитал перед нами письмо, которое он получил от верховного руководства. Там его просили разделить всех на две группы. Первая отправится на поле боя, на котором требуется «пушечное мясо», а вторая пойдет в город выполнять работу, несвязанную с риском для жизни.
«Вы, — начальник указал на нас, — идете со мной в город. Мне нужны там проворные ребята вроде вас, которые еще ни разу не пропустили рабочего дня!»
К большому удивлению, вся наша группа пережила военные дни, и никто из нее не был убит. Не знаю, какие расчёты велись на небесах, но мы видели своими глазами, как Тора защитила нас.
Если до того дня я считал, что, соблюдая Тору, мы оберегаем ее, то теперь мне стало ясно, что все наоборот: это святая Тора оберегает нас! (Оцротейну)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский