Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Германия, Александр Кац
Раби Меир бар Ицхак Айзенштадт (Паним меирот; 5430-5504 /1670-1744/ гг.) — авторитетный законоучитель.
Был раввином в польском местечке Шидловичи, а затем главой ешивы в немецком городе Вормсе. В 5461 /1701/ году, когда французские войска подступили к Вормсу, р. Меир был вынужден покинуть город. Он обосновался в Моравии и стал раввином городка Просниц — здесь его учеником был р. Йонатан Эйбешиц (см.), духовный лидер следующего поколения евреев Европы.
В 5474 /1714/ году р. Меир занял пост раввина в австрийском городке Айзенштадте, расположенном юго-восточнее Вены. Здесь он открыл ешиву, привлекавшую множество учеников. Благодаря его влиянию сложился особый облик еврейской общины этого города, славившейся своим благочестием и праведностью.
Р. Меир, прозванный Айзенштадт — по названию этого города, стал одним из самых авторитетных законоучителей поколения: к нему обращались за решением спорных вопросов не только из ашкеназских общин, расположенных на территории германских и славянских государств, но и из Италии и даже из Османской империи. Его респонсы объединены в сборник, названный Паним меирот (Лицо, излучающее свет), — эта книга включает в себя также его хидушим (аналитические заметки) на различные трактаты Талмуда.
Р. Меир Айзенштадт умер двадцать седьмого сивана 5504 /1744/ года.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»