Из цикла «История еврейского народа», темы: Шабтай Цви, Ахароним, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Германия, Споры, Диаспора
Тора
Даже после перемещения центра еврейской учености в Польшу изучение Торы в Германии не прекратилось. Сохранились старые и открылись новые ешивы, например, во Франкфурте, Фиорде (Бавария), Альберштейне, Праге (она в это время числилась среди немецких городов). Объединенная община Альтоны, Гамбурга и Вандсбека стала одной из самых влиятельных в Германии.
Уровень изучения Торы в Германии сильно вырос после событий 5408 (1648) года, когда туда приехали польские знатоки Торы, которые возглавили целый ряд общин. На фоне ухудшения материального и духовного положения польской общины росло значение германской. Этот процесс продолжался около двухсот лет.
Ученые и книги.
Среди крупнейших еврейских мудрецов Германии был р. Яир Хаим Бахрах из Вормса. Он учился в ешиве своего отца р. Шимшона, был равом Кобленца и Магенцы. Потом вернулся в свой родной город и преподавал там вплоть до 5459 (1699) года, когда французская армия разрушила Вормс. Р. Яир Хаим переехал во
Его сводным братом был р. Товия Коэн (автор книги Маасэ Товия), отец которого прибыл в Германию из Польши после трагедии 5408 (1648) года и был избран равом города Меца. После смерти отца р. Товия вернулся в Польшу для получения образования. Потом изучал медицину в падуанском университете, а затем в университете
В Вормсе родился р. Давид Оппенгеймер. Он учился во многих ешивах Южной Германии и уже в юные годы обратил на себя внимание окружающих. В двадцать два года он возглавил общину моравского города Никольсбурга, одновременно преподавая в местной ешиве. Потом он занял должность главного рава Праги и встал во главе пражской ешивы. Он был избран главой раввинов Богемии. На протяжении всей жизни р. Давид Оппенгеймер не прекращал вести торговые дела и очень разбогател. Торгуя с рядом германских княжеств и обладая значительным влиянием на их правительства, он умел использовать это влияние на благо евреев, материально поддерживал нуждающихся еврейских мудрецов и издал за свой счет множество книг (при этом писал сам, но изданием своих книг не занимался). Давид Оппенгеймер был страстным книголюбом и имел самое большое в Европе собрание еврейских книг. После его смерти (5497/1736) библиотеку известного ученого много раз перевозили из страны в страну, пока, в конце концов, она не попала в Оксфорд (Англия).
Улучшение экономического и гражданского положения в Германии в начале шестого века шестого тысячелетия способствовало расцвету изучения Торы. Умножалось число ешив и количество учащихся в них. Как уроженцев Германии, так и польских знатоков Торы всюду встречали с радостью.
Взаимные обвинения
Но недолог век галутного спокойствия. Движение лжемессии Шабтая Цви породило глубокую подозрительность и в немецком еврействе, что, в конечном счете, привело к спору между двумя крупнейшими знатоками Торы в Германии, р. Йонатаном Эйбешютцем и р. Яаковом Цви Эмденом. В этом споре приняли участие все еврейские мудрецы Германии того времени, и он привел к потрясению основ веры и Торы в среде всего германского еврейства.
Р. Йонатан родился в 5450 (1690) году в Кракове. Его отец р. Натан Нота был равом моравского города Эйбешютц, по названию которого р. Йонатан получил фамилию. Уже в юности он прославился своим острым умом. В двадцать один год он преподавал в Пражской ешиве и был членом Совета города Праги, а после смерти р. Давида Оппенгеймера был избран главным равом города. Помимо изучения Талмуда р. Йонатан много времени уделял Тайному Учению, был сведущ в математике и философии. Во время правления императрицы Марии Терезии в результате ухудшения положения евреев в Богемии он оставил Прагу, переехав в Майнц, а затем — в 5510 (1750) году — в Альтону, где стал главным равом объединенной общины (Альтона, Гамбург, Вандсбек).
В это время в Альтоне жил другой крупный рав — р. Яаков Эмден, сын р. Цви Ашкенази (Хахама Цви), известный под аббревиатурой Яабец. От отца он унаследовал неприятие шабтианства и, хотя сам изучал кабалу, при этом подозревал каждого, занимающегося Тайным Учением, в том, что за этими занятиями скрывается шабтианская ересь. Уже в юности р. Йонатана р. Яаков Эмден подозревал его в тайной принадлежности к этой секте и с течением времени настолько укрепился в своих подозрениях, что начал считать их доказанными. Когда р. Йонатан Эйбешютц был избран равом Альтоны, война с ним стала для р. Яакова «священной».Случилось так, что в руки р. Эмдена попали амулеты, написанные р. Йонатаном в соответствии с Тайной Традицией в бытность его главным равом в Майнце. Р. Лаков усмотрел в этих амулетах проявление шабтианства и наложил херем (отлучение) на их исполнителя. С ним согласились многие авторитетные равы, в частности р. Йеошуа Фальк (автор Пней Йеошуа). Р. Йонатану не помогли клятвенные заверения в том, что он никогда не принадлежал к секте. Так же не помогли заключения мудрецов Польши и Литвы, в их числе заключение Виленского Гаона, о том, что в этих амулетах нет никакого следа шабтианства. Р. Яаков и его сторонники не прекращали преследовать и позорить р. Йонатана.
Скандал распространился почти по всем общинам Германии. Германское еврейство раскололось на два лагеря: сторонников и противников р. Йонатана, которые проклинали друг друга. Скандал не завершился и после смерти р. Йонатана в 5524 (1764) году. Впрочем, рассказывают, что в конце своей жизни р. Яаков Эмден раскаялся в войне, которую он вел против р. Йонатана Эйбешютца.
Горы и тени
Как при жизни, так и после смерти у р. Йонатана были не только враги, но и множество поклонников. По крайней мере, в ученых кругах он по сей день пользуется непререкаемым авторитетом. Два его комментария к Шульхан аруху, Крейти уфлейти и Урим ватумим считаются классическими. Его книга Яарот дваш демонстрирует блестящий полет мысли.
Р. Яаков Эмден не менее знаменит. Его респонсы и примечания к Талмуду изучаются и в наше время, так же как и его обширный комментарий к молитвеннику.
К сожалению, тот факт, что два враждовавших мудреца, два гиганта Торы, были
Публикуется с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.