Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Духовный лидер поколения

Раби Давид бар Авраам Оппенгайм (5424—5497 /1664—1736/ гг.) — один их духовных лидеров поколения.

Родился в Вормсе. Изучал Тору у р. Яакова Ашкенази-Зака из Вильно, отца Хахама Цви (см.).

В семнадцать лет женился на дочери королевского коммерческого советника Элиэзера-Липмана Акоэна из Ганновера. Был племянником казначея австрийского двора р. Шмуэля Оппенгаймера, умершего в 5463 /1703/, — получив от него наследство, р. Давид стал обладателем одного из крупнейших состояний в Европе.

Богатство сочеталось у р. Давида с величием в Торе: уже в двадцать лет он стал даяном (судьей), а в двадцать пять — главным раввином г. Никольсбурга (ныне Брно). Здесь он основал на свои средства ешиву, привлекавшую множество учеников. Вместе с тем, он пересылал значительные средства для знатоков Торы, живущих в Земле Израиля.

С юности он собирал старинные священные манускрипты и много путешествовал с этой целью. В его уникальной коллекции было семь тысяч редчайших книг и свыше тысячи рукописей — это собрание ныне хранится в Англии, в библиотеке Оксфордского университета.

После двенадцатилетнего пребывания в Никольсбурге р. Давид был приглашен занять пост раввина г. Праги, а затем и всей Богемии. Он стал одним из общепризнанных духовных вождей евреев Европы — из многих общин к нему обращались за разрешением спорных алахических проблем.

Уже в наше время его респонсы были собраны и изданы отдельной книгой под заглавием Нишъаль Давид (Был спрошен Давид).

Р. Давид Оппенгайм умер в Праге седьмого тишрея 5497 /1736/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.