Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Христианство, Рав Александр Кац, Бааль Тшува, Община, Инквизиция
Раби Яаков Тирадо (умер около 5380 /1620/ г.) — основатель еврейской общины Амстердама.
Родился в Португалии, в семье марранов (его христианское имя Лопес Де-Коста).
Предание повествует, что в раннем детстве он потерял отца и был отдан на воспитание в католический монастырь. Через несколько лет в монастыре, где воспитывался Лопес, поселился старый монах, который стал наставлять его благочестию. Старик трогательно заботился о нем и, когда между ними установились близкие и доверительные отношения, монах признался юноше, что оба они по происхождению евреи — более того, старик оказался братом умершего отца Лопеса. Старый монах обучил племянника основным законам еврейской жизни. Позднее Лопесу удалось бежать из монастыря. Он стал моряком португальского торгового флота, рассчитывая на то, что с течением времени ему удастся сойти на берег в стране, где живут евреи, и открыто вернуться к соблюдению законов Торы.
Впоследствии Лопес Де-Коста стал капитаном одного из кораблей. В 5353 /1593/ году он собрал в Лиссабоне, столице португальского королевства, группу марранов, стремящихся вернуться к еврейству. Капитан посадил их — с женами и детьми — на свой корабль, который отправлялся якобы на развлекательную прогулку вдоль берега. Но, выйдя из поля наблюдения лиссабонской береговой стражи, корабль тут же повернул в открытое море — королевство инквизиции оставалось далеко за бортом.
Не сумев обрести убежище в Англии, беглецы высадились в порту немецкого города Эмдена — здесь они впервые увидели евреев, сохранивших верность традиции: с бородами и пейсами, с кистями цицит на одежде. На входе в еврейские дома были укреплены мезузы.
Капитан Яаков Тирадо (таким было его еврейское имя) обратился к раввину Эмдена, р. Моше-Ури бар Йосефу Алеви, с необычной просьбой: сделать обрезание всем мужчинам, прибывшим с ним, а затем обучить их языку и законам Торы. Раввин разъяснил, что в Германии, где властвуют лютеране, ненавидящие евреев, осуществить их чаяния невозможно: если станет известно, что бывшие христиане возвратились к законам Торы, гнев властей обрушится на всех евреев Эмдена. Поэтому р. Моше-Ури Алеви рекомендовал марранам поселиться в нидерландской республике, лишь недавно избавившейся от господства католической Испании, — ведь там провозглашена свобода вероисповедания.
Двадцать девятого нисана 5353 /1593/ года корабль капитана Яакова Тирадо причалил в амстердамском порту. Раввин Эмдена р. Моше-Ури Алеви прибыл в Амстердам вместе с марранами, чтобы обучать их выполнению заповедей. Вскоре в Амстердам стали прибывать все новые и новые группы беглецов из Испании и Португалии.
В Йом кипур, когда новая община собралась на молитву, в зал ворвались нидерландские полицейские — они опасались, что гости из католической Испании и Португалии, собравшиеся на тайное заседание, являются агентами ненавистной инквизиции. Яаков Тирадо объяснил руководителю полицейских, что они — евреи, насильно крещенные инквизицией и теперь бежавшие от нее. И тогда глава полицейских торжественно и растроганно произнес: «Стройте свою общину и молитесь вашему Б-гу! …Здесь для вас будет место покоя — среди людей, которые признают всеобщее равенство и защитят вас от ваших врагов» (Праким бетолдот Исраэль ч.2).
Р. Яаков Тирадо стал одним из руководителей стремительно растущей общины бывших марранов. В 5358 /1598/ году члены его общины возвели первую в Амстердаме синагогу, получившую название Бейт Яаков (Дом Яакова).
После 5368 /1608/ года, когда в Амстердам прибыл из Салоников р. Йосеф Пардо, принявший на себя руководство общиной, р. Яаков Тирадо переселился на Землю Израиля. Он умер в Йерушалаиме не позднее 5380 /1620/ года.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.