Темы: Аризаль, Виленский Гаон, Голем, Рав Реувен Куклин, Каббала, Колдовство, Раби Хаим Виталь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ много слышал о практической кабале. Не могли бы объяснить, что это такое. С уважением, Рои.
Уважаемый Рои,
Практическая Каббала — способ влияния на материальный мир с помощью произнесения Имён Всевышнего и воздействия на ангелов (путём заклинания и т.п.) Тора запрещает колдовство, но запрет этот касается лишь имён, обозначающих духовную нечистоту. Более подробно о разнице между практической каббалой и колдовством читайте в статье «Колдовство и Иудаизм».
Применение практической Каббалы упоминается в Талмуде в нескольких местах.
Так, например, в трактате Евамот (49,2) рассказывается, как пророк Ишайау, спасаясь от царя Менаше, произнёс Шем аМефураш (раскодированное Имя Б-га) и был скрыт в стволе кедрового дерева. В трактате Санедрин (95,2) идёт речь о том, как Авишай бен Цруя спас царя Давида от смерти, и это тоже с помощью Шем аМефураш. Подобный метод использовали и Мудрецы Талмуда в трактатах Бехорот (8,2) и Хулин (105,2). В Трактате Санедрин (65,2) описывается, как Рава создал «человека», пользуясь Святыми Именами, упоминаемыми в «Книге Созидания» (Сефер Ецира), а раби Ханина и раби Ошайя каждый раз в канун Субботы, пользуясь Именами из той же книги, производили телёнка, которого затем с аппетитом съедали за субботним столом.
Об использовании практической каббалы говорится и в других древних источниках. Например, в книге «Пиркей а-Йехолот» написано, что раби Ишмаэль и раби Акива использовали каббалу для укрепления памяти и понимания.
Не смотря на всё это, величайший из каббалистов Аризаль (раби Ицхак Лурия), энергично выступал против использования Имён Творца. Ученик Аризаля раби Хаим Виталь в книге «Шаар а-Мицвот» (глава Шмот) приводит случай, когда, на вопрос, почему запрещено пользоваться практической каббалой, ведь известно, что в ранних поколениях это допускалось, получил от Аризаля следующий ответ:
Непременным условием для пользования каббалой является полная духовная чистота, а в наше время это условие соблюсти невозможно. Каждый, хотя бы раз, осквернился прикосновением или приближением к мёртвому телу. Снять эту нечистоту можно лишь пеплом красной коровы, которого у нас нет.
Раби Хаим Виталь приводит и дополнительный ответ своего Учителя: использовать потенциал практической каббалы может лишь абсолютный праведник, человек, в жизни не совершивший ни одного греха, праведник, к которому даже Ангел Смерти относится с почтением (такой вид праведника приводится в трактате Эрувин (35, 2)). В наше время такого человека попросту не существует.
В предисловии к «Сефер а-Плия» раби Хаим Виталь пишет: «Никому не рекомендуется использовать эту возвышенную мудрость, недаром секреты Каббалы скрыты от живых — в них кроется реальная опасность для души. Это верно ещё в большей степени для людей, гоняющихся за, всякого рода, “именами”, “заклинаниями” и “талисманами”. Занятия всеми этими вещами могут, не дай Б-г, отсечь человека от Источника жизни, так же как и попытки воздействовать на ангелов. Ничего, кроме вреда это принести не может, а потерять они могут и Этот мир, и мир Грядущий».
Против применения практической каббалы выступили все авторитеты в этой области. Например, РаМаК (Шаар Прати, А-Шемот,21,1), Виленский Гаон (Эвэн Шлема). РаМХаЛь (Игрот) свидетельствует о себе, что ни разу не посмел использовать свои познания в каббале, так как на это существует «безусловный запрет». В этом ключе можно было бы привести ещё множество высказываний великих Мудрецов-каббалистов.
И всё же, даже в наши дни, запрет на применение каббалы не является абсолютным. В предисловии к «Сефер а-Плия» раби Хаим Виталь пишет: «В исключительных случаях, а также для общественных нужд, пользоваться практической каббалой разрешено, — и добавляет, — Но и тогда это следует делать, соблюдая святость и духовную чистоту, наложив на себя пост и сменив одежду».
И действительно, известно несколько случаев, когда руководители еврейских общин применяли методы практической каббалы. Например, в книге «Шем а-Гдолим» (1, 163) рассказывается, как раби Элияу, глава раввинского суда в Хельме, создал «человека», пользуясь «Сефер Ецира». Широко известно и народное предание о созданном Мааралем из Праги «големе». Говорят, что и Гаон из Вильны предложил графу Потоцкому освободиться от церковного суда и жестокой казни (как известно, граф Потоцкий происходил из польской знати, но, оставив все наследные блага, перешёл в иудаизм, а затем был сожжён «за предательство» церковным судом) с помощью практической каббалы.
С уважением, Реувен Куклин.
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Раби Хаим Виталь,
из цикла «Врата святости»
Держись смирения, приводящего к духу святости, и будь подобен порогу, который топчут большие и малые. Закрой уши, чтобы они не слышали сплетен, злого языка и пустых разговоров, будь глух к ним
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Бенцион Зильбер
В каких случаях проклятье имеет силу?
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Злата Грайбер
Истории в кругу семьи за субботним столом.
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Раби Хаим Виталь,
из цикла «Врата святости»
Какого человека называют благочестивым, и что пишет по этому поводу книга «Зоар»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Что значит «высчитывать времена»?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Великий в знаниях и в своих душевных качествах, человек исключительных способностей, настоящий праведник, Виленский Гаон каждый поступок взвешивал на весах мудрости.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его