Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Кашрут, Хабад, Алия, Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Яаков бар Моше-Лейб Ландо (5653-5746 /1893-1986/ гг.) — выдающийся законоучитель, главный раввин г. Бней-Брака.
Происходил из старинного раввинской рода: его предками были такие выдающиеся законоучители конца эпохи ришоним, как р. Йеуда-Лива Ландо, главный раввин немецкого города Ландау (отсюда и фамильное прозвище семьи), и р. Яаков-Барух Ландо, составитель авторитетного алахического кодекса Агур (Припасенное). Его предком был и знаменитый пражский раввин р. Йехезкель Ландо (Нодэ биЙеуда), род которого, в свою очередь, по одной из линий восходил к прославленному комментатору р. Шломо Ицхаки (Раши), а от него — к царю Давиду.
Родился в российском местечке Курниче, где его отец был раввином.
Учился у отца, а затем в хабадской ешиве Томхей Темимим, возглавляемой р. Йосефом-Ицхаком Шнеерсоном.
Совершенствовал свои познания под руководством выдающегося законоучителя р. Йосефа Розина (Гаона из Рогачева), возглавлявшего хабадскую общину г. Двинска (Даугавпилса).
Получив раввинское посвящение, восемнадцатилетний р. Ландо стал официальным законоучителем любавического «двора» — он отвечал на спорные алахические вопросы, присылаемые из различных общин Хабада. Он был особенно близок к р. Йосефу-Ицхаку Шнеерсону, ставшему в 5680 /1920/ году во главе любавического движения.
В середине 5680-х /1920-х/ годов любавический Ребе перенес свой «двор» в Ленинград. В обстановке жесточайших большевистских репрессий он сумел создать подпольное «государство Торы». Эмиссары Ребе, каждый из которых отвечал за развитие еврейской жизни в определенном регионе России, открывали тайные молельни и миквы, хедеры и ешивы (Гдолей Русия).
В эти годы р. Ландо поселился в Москве, где организовал подпольные группы, в которых еврейские студенты московских вузов изучали традиционные ценности Торы.
Он относился к каждому из учеников с сердечной теплотой и вниманием, и его влияние на студентов было исключительно сильным (R. Dovid Silber Noble lives 1, p.181).
В 5695 /1935/ году ему удалось совершить алию на Землю Израиля.
Некоторое время спустя, по рекомендации одного из глав поколения р. Авраама-Йешаи Карелица (Хазон Иш), р. Ландо был избран главным раввином Бней-Брака — нового города, строящегося на побережье Средиземного моря.
Р. Ландо сумел организовать все стороны жизни города в точном соответствии с требованиями законов Торы. В городе было создано множество ешив, и он стал одним из мировых центров еврейской мысли.
С годами Бней-Брак приобрел уникальный облик «города Торы», в котором сложилась строгая атмосфера благочестия и нравственной чистоты. В шабат и праздники весь город погружается в состояние святого покоя. Особой славой по всему еврейскому миру пользуются высочайшие стандарты кошерности продуктов питания, установленные р. Ландо в Бней-Браке (там же).
Р. Яаков Ландо умер двадцать пятого швата 5746 /1986/ года — ему было девяноста три года.
Его сын сменил его на посту главного раввина Бней-Брака.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»