Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Хесед, Рав Александр Кац, Ешива Воложин, Литва
Раби Хаим-Озер бар Давид-Шломо Гродженский (5623-5700 /1863-1940/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Родился девятого элуля 5623 /1863/ года.
К десяти годам прославился как илуй.
Учился в Воложинской ешиве, где был талмид-хавером (младшим партнером по совместному изучению Торы) р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера).
Женился на дочери р. Элияу-Элиэзера, главного законоучителя г. Вильно (Вильнюса).
Жена р. Хаима-Озера была внучкой родоначальника движения Мусар р. Исраэля Салантера.
Р. Хаим-Озер основал в Вильно Кибуц аврехим — высшую школу для изучения Талмуда. В 5647 /1887/ году, после смерти тестя, р. Хаим-Озер, которому едва исполнилось двадцать четыре года, сменил его на посту главного законоучителя Вильно.
Уже в годы молодости р. Хаим-Озер стал одним из самых авторитетных посеков (законоучителей) — из многих общин диаспоры к нему обращались за решением спорных вопросов.
В 5669 /1909/ году р. Хаим-Озер созвал в Вильно совещание ведущих раввинов, на котором была создана организация Кнессет Исраэль («Собрание Израиля»), объединившая все харедимные общины Российской империи.
В 5672 /1912/ году он принял участие в учредительном конгрессе всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля). Он был избран на пост наси (председателя) руководящего органа этой конфедерации, называемого Моэцет гдолей Тора (Совет выдающихся знатоков Торы).
В годы между двумя мировыми войнами р. Хаим-Озер стал общепризнанным духовным лидером поколения.
Раби Исраэль-Меир Акоэн (Хафец Хаим) называл его «князем Израиля и наставником всей диаспоры» (Гдолей адорот).
Особо пристальное внимание в своей раввинской деятельности р. Хаим-Озер уделял делам милосердия, создав в Вильно образцовую систему помощи неимущим.
«В молодые годы я думал, что главная цель для подобного мне человека — совершать открытия при изучении Торы и писать книги, — вспоминал он. — Но теперь написание книг мне кажется детской забавой по сравнению с деятельностью по поддержке вдов, сирот и неимущих знатоков Торы». «Самое большое наслаждение в жизни я испытываю, когда мне удается помочь другим людям», — признавался он в одном из писем (там же).
В 5684 /1924/ году р. Хаим-Озер возглавил Ваад аешивот («Совет ешив»), основанный по инициативе Хафец Хаима для оказания материальной поддержки ешивам Восточной Европы.
Р. Хаим-Озер обладал феноменальной способностью к концентрации мысли. По свидетельству учеников, он часто одновременно вел деловое совещания, диктовал свои респонсы секретарю — и, вместе с тем, не прерывал углубленного изучения Торы (R. NachmanZakonTheJewishExperiencep.176).
В 5699 /1939/ году р. Хаим-Озер выпустил в свет свой итоговый сборник алахических респонсов, названный Ахиэзер («Помощник»).
В конце 5699 /1939/ года, оккупировав восточную половину Польши, советское правительство решило передать Вильно и прилегающий к нему район под суверенитет Литовской республики. Знатоки Торы со всей оккупированной Польши устремились в этот город, чтобы «вместе с ним» снова оказаться в свободном мире. Среди нескольких тысяч беженцев, собравшихся в Вильно, были руководители и ученики двадцати трех ведущих ешив, в том числе, из Мира, Каменца, Любавичей, Клецка, Гродно и Новардока (Новогрудка). Большинство ешив продолжило свои занятия в различных виленских синагогах, и на плечи р. Хаима-Озера легли заботы по обеспечению беженцев всем необходимым: питанием, одеждой, дровами для отопления. В середине лета 5700 /1940/ года, когда советские войска вероломно оккупировали Литву, р. Хаим-Озер тяжело заболел.
Р. Эльханан Вассерман, находившийся у его смертного одра, вспоминал, что до последнего мгновения р. Хаим-Озер сохранял абсолютную ясность сознания. Не было заметно никаких признаков агонии, больной просто прикрыл глаза и вздохнул — окружавшие кровать не поняли, что он умер. Лишь пришедший через полчаса врач указал им на то, что больной не спит, а уже скончался (Гдолей адорот).
Р. Хаим-Озер Гродженский был призван в Небесную Ешиву пятого ава 5700 /1940/ года — ему было семьдесят семь лет.
С разрешения издательства Швут Ами
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.