Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Реформизм, Германия, Рав Александр Кац, Комментарии
Раби Яаков бар Аарон Этлингер (Арух лаНер; 5558-5632 /1798-1872/ гг.) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, духовный лидер еврейских общин Германии.
Родился на юго-западе Германии, в городе Карлсруэ, где его отец возглавлял ешиву.
Изучал Тору у отца, а затем у главного раввина города р. Ашера, сына и ближайшего ученика р. Арье-Лейба Гинзбурга (Шаагат Арье). В течение трех лет он учился в баварском городе Вюрцбурге у р. Авраама Бинга, одного из ближайших учеников знаменитого кабалиста и праведника р. Натана Адлера.
Р. Этлингер служил Всевышнему с великим усердием: в полночь он произносил Тикун хацот — скорбную молитву, посвященную разрушению Храма. Около двух ночи он шел отдохнуть, но еще до рассвета вставал на утреннюю молитву, а затем, облаченный в талит и тфилин, занимался Торой, не прерываясь до тех пор, пока день не начинал клониться к закату. Скрывшись от посторонних глаз, он изучал сокровенные книги кабалы и постепенно приобрел выдающиеся познания в этой области (Гдолей адорот).
В 5586 /1826/ году, в возрасте двадцати восьми лет, р. Этлингер стал главой раввинского суда в г. Мангейме и основал там ешиву. Его учеником в этот период был р. Шимшон Гирш, ставший духовным лидером следующего поколения евреев Германии.
Спустя десять лет, в 5596 /1836/ году, р. Этлингер возглавил крупную общину г. Альтоны, расположенного возле Гамбурга, и стал главным раввином северогерманской земли Шлезвиг-Гольштейн. В Альтоне он возобновил работу своей ешивы, из которой вышло большинство ортодоксальных раввинов нового поколения.
Р. Этлингер был одним из ведущих алахических авторитетов — из многих общин Европы к нему обращались за решением спорных вопросов. Его многочисленные респонсы объединены в сборник Биньян Цион («Восстановление Сиона»).
На протяжении многих десятилетий р. Этлингер возглавлял борьбу раввинов Европы, пытавшихся приостановить распространение реформизма.
В 5604 /1844/ году состоялся учредительный съезд «реформаторов веры», на котором было объявлено, что они более не считают себя связанными «устаревшими» законами Талмуда и кодекса Шульхан Арух. Вскоре реформисты перешли от смелых деклараций к делам: в 5609 /1849/ году «раввин» берлинского реформистского «храма» Самуэль Холдхейм перенес праздничную службу с шабата на воскресенье; мужчины находились в его «храме» в одном помещении с женщинами — без талита и без кипы. Другой лидер реформистов, «раввин» из Бреслау Авраам Гейгер (5570-5634 /1810-1874/ гг.), в своих произведениях опровергал Б-жественное происхождение Торы, ратовал за отмену обрезания и высмеивал еврейские законы кошерной пищи. В новом молитвеннике, выпущенном им в 5614 /1854/ году, исключены любые упоминания о возрождении еврейского государства на Святой Земле и о восстановлении Храма в Йерушалаиме. Реформаторы называли себя «немцами Моисеева закона» — и акцент в этом определении ставился именно на первое слово.
В 5605 /1845/ году р. Яаков Этлингер основал еженедельник Шомер Цион анээман («Верный страж Сиона») — первое периодическое издание, призванное противостоять влиянию вероотступников. Вокруг этого органа объединились ведущие знатоки Торы со всей Германии.
В течение тридцати шести лет, пока р. Этлингер возглавлял общину Альтоны, этот город оставался на севере Германии единственным островком, свободным от присутствия реформистов (Гдолей адорот).
Он создал ряд значительных сочинений. Его комментарии на Пятикнижие и на Пасхальную Агаду вошли в книгу Минхат ани («Приношение бедняка»). В книге Арух лаНер («Установленная свеча») представлены его хидушим (аналитические заметки) на несколько трактатов Талмуда: Сукка, Йевамот, Макот, Критот и Нида. В этой книге автор включился в дискуссию, начатую за семь веков до него: он отстаивал концепции Раши от критических нападок тосафистов — комментаторов последующих поколений.
Р. Яаков Этлингер умер в Альтоне в 5632 /1872/ году, в ночь, когда зажигали первую свечу Хануки.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо