Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Земля Израиля, Споры, Рав Александр Кац, Этер мехира, Религиозный сионизм, Литва
Раби Мордехай Элияшберг (5577-5650 /1817-1889/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из предтеч движения религиозного сионизма.
Родился в Литве.
В шестилетнем возрасте начал заниматься под руководством р. Элияу Раголера , ученика р. Хаима из Воложина .
Проявил исключительные способности и прославился как илуй (вундеркинд). В тринадцать лет, после свадьбы, поступил в Воложинскую ешиву и стал одним из ближайших учеников р. Ицеле , сына р. Хаима из Воложина. Его хеврутой (партнером по совместному изучению Талмуда) был р. Нафтали-Цви-Йеуда Берлин (Нецив), впоследствии возглавивший Воложинскую ешиву.
Завершив обучение в ешиве, он в течение ряда лет занимался коммерцией и преуспел.
Его первый наставник р. Элияу Раголер при встрече упрекнул его в том, что он не уделяет достаточного времени изучению Торы, и предрек, что в наказание за это он в короткий срок утратит все свое достояние. Так и произошло — с тех пор р. Элияшберг посвятил все свое время и силы лишь занятиям Торой (Гдолей адорот).
В 5613 /1853/ году он стал раввином местечка Зажимира, а в 5622 /1862/ год — городка Бауски, расположенного на юге Курляндии (Латвии). Выступая перед российскими властями ходатаем за еврейские интересы, добивался улучшения экономического положения общин и предоставления евреям равных гражданских прав.
В результате своих талмудических исследований р. Элияшберг пришел к выводу, что уже настал исторический момент, когда народу Израиля необходимо направить свои усилия на заселение и освоение Святой Земли.
Р. Элияшберг поддерживал движение Хибат Цион (Любовь к Сиону), занимающиеся заселением Земли Израиля, и сотрудничал в этом направлении с литовскими «просветителями». Он считал, что необходимо предоставить право евреям, живущим на Святой Земле, продавать свои земельные наделы на субботний год неевреям — чтобы тем самым разрешить проблему шмиты и открыть путь для широкого сельскохозяйственного освоение Земли Израиля.
Его взгляды и деятельность вызывали острую полемику среди законоучителей его поколения.
Р. Эльяшберг написал около двадцати книг, но при жизни был опубликован только сборник его респонсов Трумат яд (Дар руки).
Р. Мордехай Элияшберг умер в Бауске восемнадцатого кислева 5650 /1889/ года.
После его смерти была издана книга Швиль азаав (Золотая тропа), посвященная предстоящему возрождению еврейского народа на своей земле (в это издание было включено и краткое жизнеописание автора).
Собрание сочинений р. Элияшберга было опубликовано в Йерушалаиме в 5707 /1947/ году.
Его идеи оказали значительное влияние на формирование взглядов р. Авраама-Ицхака Кука, ставшего духовным лидером движения религиозного сионизма и главным раввином Земли Израиля.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место