Темы: Шмита, Кашрут, Рав Бенцион Зильбер, Этер мехира
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите, почему не полагаться на этер мэхира? Ведь мы же продаем хамец? Чем же одно отличается от другого? В.
Уважаемый В.!
1. Историческая ситуация, в которой было принято решение о этер мэхира:
Больше 100 лет назад, когда возобновилось еврейское сельскохозяйственное поселение, при первых годах шмиты поселенцы попали в очень тяжелое положение: они тяжело трудились за каждый кусок хлеба, свирепствовали болезни, было много других проблем — ситуация была близка к пикуах нэфеш (опасности для жизни) и развалу сельскохозяйственных поселений.
Кроме того, существовала и политическая проблема. Турки считали, что вся земля принадлежит Его Величеству Султану и покупка земли является арендой у султана. И тот, кто не обрабатывает землю, лишает султана части налогов. Поэтому любому, кто захочет, предоставлялось право забрать землю у такого человека и обрабатывать ее.
Об этом вопросе был спор между раввинами. Были раввины, которые считали, что и в этих условиях надо соблюдать шмиту, как по Торе, и полагаться на помощь Б-га. Всегда ведь исполнение заповеди шмиты связано с упованием на Б-га. Но другие раввины полагали, что следует приложить «естественные» усилия, чтобы поселения могли продолжать существовать.
Галахическое содержание разрешения на «продажу» земли:
Основание для разрешения еврею продать землю неевреям перед годом шмиты — единичные мнения поским (алахических авторитетов), что от продажи земли нееврею святость Земли Израиля уходит с этого поля. Большинство алахических авторитетов так не считает, но в том очень стесненном положении они сочли правильным полагаться на меньшинство и полагались на то, что шмита в наше время — постановление мудрецов, а не Торы.
Но и раввины, которые разрешили это, обусловили свое разрешение — именно на этот год шмиты. А перед каждым следующим седьмым годом — еще раз взвесить, оправдывает нынешнее положение это разрешение или нет. Так писали все раввины, давшие разрешение, включая рава Кука зацал. Он пишет об этом во введении к своей книге Шабат а-Арэц. Важно отметить, что и раввины, которые разрешали продажу, писали ясно, что работы, запрещенные в шмиту по Торе — пахота, посев, жатва и обрезка виноградника, — и после продажи могут производиться только неевреями. (На практике это указание земледельцами не выполнялось).
2. Этер мэхира в наше время:
С тех пор, как это разрешили в очень стесненном положении, ситуация совершенно изменилась. Тогда была очень страшная бедность, и это граничило с пикуах нэфеш. Сейчас, хотя и существуют трудности с парнасой, экономическое положение совсем иное.
Вы спрашиваете, в чем различие между продажей хамеца (квасного) нееврею перед Песахом и продажей земли нееврею на год шмиты. Между ними есть несколько принципиальных различий.
С точки зрения еврейского Закона:
Понятно, что по закону нет никакого запрета продать хамец нееврею. А продать часть Земли Израиля нееврею — прямой запрет Торы — лё тэханэм. Хазон Иш писал об этом так: человек убегает от меньшей опасности — нарушения шмиты (это запрет мудрецов), и подвергает себя бОльшей опасности — продает Землю Израиля неевреям, а это запрет из Торы. Те, кто дал это разрешение, искали пути обойти запрет и полагались на единичное мнение. Они сами смотрели на эту продажу нееврею как на пирца дхука (« узкая лазейку в Законе»).
Интересно, что рав Кук зацал во введении к своей книге Шабат а-Арец и в самой книге задает вопрос: почему, если существует путь продать Святую Землю Израиля нееврею, еврейские земледельцы 2000 лет назад, находясь в очень стесненном положении, не делали этого? Из его ответов: тогда, 2000 лет назад, большинство поселений были еврейские, поэтому святость седьмого года распространялась и на сельскохозяйственную продукцию меньшинства нееврейских поселений. Поэтому продажа ничем не могла бы помочь. А в годы рава Кука — в начале 20-го века — большинство поселений были нееврейскими, поэтому было место для продажи. Следуя этой логике: в наше время большинство поселений — еврейские, поэтому продаже нет места.
Интересно, что рав Кук зацал во введении к своей книге Шабат а-Арец и в самой книге задает вопрос: почему, если существует путь продать Святую Землю Израиля нееврею, еврейские земледельцы 2000 лет назад, находясь в очень стесненном положении, не делали этого? Другими словами: раз они этого не делали, значит, это невозможно сделать.
И отвечает: в то время большинство полей принадлежали евреям, а нееврейских полей было меньшинство. И было постановление мудрецов распространять на меньшинство (нееврейские поля) законы святости большинства — еврейских полей. Как рав Кук зацал отмечает, в его время, в начале 20 века большинство полей принадлежали неевреям, а еврейских полей было меньшинство, поэтому в его годы по этой линии на этих полях не было святости.
А, как известно, сейчас большинство полей еврейские, поэтому, согласно этой линии рава Кука зацал, возвращается то положение, которое было 2000 лет назад: распространяем на меньшинство законы большинства, поэтому продажа земли нееврею не поможет.
С точки зрения реальной действительности:
Предположим, в середине Песаха придет Иван Петрович, которому мы продали хамец, с деньгами — забирать купленный хамец. Естественно, продавец с удовольствием отдаст ему этот хамец за деньги. Замечательно — продал товар, получил деньги! А что произойдет, если арабские эмиры или богачи Саудовской Аравии принесут, допустим, 70 миллиардов за еврейские земли — им отдадут эти земли? Трудно поверить в это. Так видно ясно, что это только фикция, а не реальная продажа. Интересно, когда в 1993 году были переговоры между Израилем и арабскими странами о территориях, израильская сторона говорила: как мы можем обсуждать вопрос о территориях, когда они не наши, а проданы нееврею (93-ий год был годом шмиты).
Дело дошло до БАГАЦа, и БАГАЦ заявил: продажа не имеет юридической силы, это только религиозная церемония.
И, как мы уже писали: даже если бы эта продажа имела юридическую силу, и даже если речь идет о поле, которое на самом деле принадлежит нееврею, — по мнению большинства алахических авторитетов еврею нельзя обрабатывать эту землю.
Кроме того, при продаже хамеца человек в течение Песаха не занимается хамецем, а тут «продавец» (хозяин) поля продолжает обрабатывать его, продавать урожай с него и т.д. Т.е. продолжает вести себя как хозяин поля.
Таким образом, ясно видно, что это только фикция, а не реальная продажа.
По мнению подавляющего большинства алахических авторитетов продажа земли не имеет силы по Галахе.
И в любом случае продажа не является соблюдением закона шмиты, это просто выкручивание, уклонение от соблюдения этой заповеди.
Слава Б-гу, есть много земледельцев, которые соблюдают шмиту, и с каждой шмитой их число растет.
А одной из причин изгнания евреев во времена Первого Храма было нарушение шмиты, и поэтому первый галут длился 70 лет — в соответствии с числом лет шмиты и йовеля, которые были нарушены. А соблюдение земледельцами шмиты укрепляет наши позиции и нашу безопасность в Святой Земле Израиля.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Лейб-Нахман Злотник
На базарах кричат "этер мехира", "оцар бейт-дин"... Что это означает?
Рав Яков Шуб
В магазинах — разные овощи и фрукты, что-то из-за границы, что-то здешнее. На какие плоды распространяется святость седьмого года? Какие проблемы с этэр мэхира — разрешением на продажу земли в Эрец-Исраэль неевреям? Деньги тоже обретают святость седьмого
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Батшева Эскин
Начался год шмиты — седьмой год семилетнего цикла, когда Земля Израиля отдыхает: сельскохозяйственные работы запрещены. Что этот год значит для израильских фермеров?
Рав Бенцион Зильбер
Тора предписывает делать каждый седьмой год годом отдыха для земли, когда она не подвергается обработке. Такой год называется годом шмиты.
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Уроки о законах Шмиты»
Рав Яков Шуб
О чем надо знать при покупке?
Рав Мендель Агранович
Рав Яков Шуб
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Выдающийся законоучитель, один из предтеч движения религиозного сионизма
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его