Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Польша, Алаха, Рав Александр Кац, Литва
Раби Авраам-Цви-Гирш бар Яаков Айзенштадт (Питхей тшува; 5573-5628 /1813-1868/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Правнук р. Меира из Айзенштадта, автора книги Паним меирот (Лицо, излучающее свет).
Родился в г. Белостоке.
В восемнадцатилетнем возрасте р. Айзенштадт начал работу над алахическим сборником, получившем название Питхей тшува (Врата ответов). Из многих тысяч респонсов, составленных законоучителями прошлых поколений, он отбирал краткие законодательные решения (псаки), а затем размещал их в порядке, соответствующем расположению законов в кодексе Шульхан арух.
В двадцать два года он завершил работу над разделом Йорэ деа (Обучающий мудрости), посвященном заповедям ритуального характера. В 5596 /1836/ году эта книга была издана в виленской типографии.
В том же, 5596 /1836/ году, р. Айзенштадт стал раввином городка Берестовичи, возле Гродно. Здесь он расширил книгу Питхей тшува, составив аналогичные выборки респонсов для раздела Хошен мишпат(Судный нагрудник), содержащего законы имущественных отношений между людьми, а также для раздела Эвен аэзер (Камень помощи), посвященного семейному праву.
Своей книгой он завершил труд, начатый его предшественниками братьями р. Хаимом-Мордехаем и Эфраимом-Залманом Маргалиотами, которые составили книгу Шаарей тшува, посвященную первому разделу кодекса Шульхан арух — Орах хаим (Образ жизни).
Наряду с выборкой из ста восьмидесяти сборников респонсов, р. Айзенштадт составил книгу собственных хидушим (аналитических заметок) на кодекс Шульхан арух — эта книга получила название Нахалат Цви(Наследие Цви).
В последний период жизни р. Айзенштадт возглавлял общину г. Отьяна, расположенного в окрестностях Ковно (Каунаса).
Однажды к нему пришла женщина и, рыдая, сообщила, что несколько месяцев назад ее сын исчез из дома, а теперь до нее дошли слухи, будто он умер в чужих краях или даже изменил своей вере. Р. Айзенштадт уверенно сказал ей, что сын жив и вернется домой. Так и произошло. Когда на исходе года юноша возвратился, у р. Айзенштадта спросили, каким образом он сумел это предсказать. Он пояснил: «Я не пророк и не ученик пророка — я просто следовал указаниям алахи. Ведь каждый человек обладает хезкат хаим (презумпцией жизни) — т.е. с точки зрения еврейского закона, человек считается живым до тех пор, пока нет свидетеля его смерти. Что же касается предположения о том, что он крестился, — каждый человек, против которого нет свидетельских показаний, обладает хезкат кашрут (презумпцией кашерности). Ну, а если он не умер и не крестился, то естественно предположить, что он когда-нибудь вернется домой» (Гдолей адорот).
Р. Авраам-Цви-Гирш Айзенштадт умер третьего элуля 5628 /1868/ года во время пребывания в прусском городе Кенигсберге.
В 5630 /1870/ году его книга Питхей тшува была включена в новое издание кодекса Шульхан арух, подготовленное виленской типографией вдовы и братьев Ромм. С тех пор в большинстве изданий Шульхан аруха книга р. Айзенштадта печатается рядом с основным текстом. Эта книга широко изучается и является одним из основополагающих источников при установлении законодательных норм.
С разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»