Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Польша, Алаха, Рав Александр Кац, Литва
Раби Авраам-Цви-Гирш бар Яаков Айзенштадт (Питхей тшува; 5573-5628 /1813-1868/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Правнук р. Меира из Айзенштадта, автора книги Паним меирот (Лицо, излучающее свет).
Родился в г. Белостоке.
В восемнадцатилетнем возрасте р. Айзенштадт начал работу над алахическим сборником, получившем название Питхей тшува (Врата ответов). Из многих тысяч респонсов, составленных законоучителями прошлых поколений, он отбирал краткие законодательные решения (псаки), а затем размещал их в порядке, соответствующем расположению законов в кодексе Шульхан арух.
В двадцать два года он завершил работу над разделом Йорэ деа (Обучающий мудрости), посвященном заповедям ритуального характера. В 5596 /1836/ году эта книга была издана в виленской типографии.
В том же, 5596 /1836/ году, р. Айзенштадт стал раввином городка Берестовичи, возле Гродно. Здесь он расширил книгу Питхей тшува, составив аналогичные выборки респонсов для раздела Хошен мишпат(Судный нагрудник), содержащего законы имущественных отношений между людьми, а также для раздела Эвен аэзер (Камень помощи), посвященного семейному праву.
Своей книгой он завершил труд, начатый его предшественниками братьями р. Хаимом-Мордехаем и Эфраимом-Залманом Маргалиотами, которые составили книгу Шаарей тшува, посвященную первому разделу кодекса Шульхан арух — Орах хаим (Образ жизни).
Наряду с выборкой из ста восьмидесяти сборников респонсов, р. Айзенштадт составил книгу собственных хидушим (аналитических заметок) на кодекс Шульхан арух — эта книга получила название Нахалат Цви(Наследие Цви).
В последний период жизни р. Айзенштадт возглавлял общину г. Отьяна, расположенного в окрестностях Ковно (Каунаса).
Однажды к нему пришла женщина и, рыдая, сообщила, что несколько месяцев назад ее сын исчез из дома, а теперь до нее дошли слухи, будто он умер в чужих краях или даже изменил своей вере. Р. Айзенштадт уверенно сказал ей, что сын жив и вернется домой. Так и произошло. Когда на исходе года юноша возвратился, у р. Айзенштадта спросили, каким образом он сумел это предсказать. Он пояснил: «Я не пророк и не ученик пророка — я просто следовал указаниям алахи. Ведь каждый человек обладает хезкат хаим (презумпцией жизни) — т.е. с точки зрения еврейского закона, человек считается живым до тех пор, пока нет свидетеля его смерти. Что же касается предположения о том, что он крестился, — каждый человек, против которого нет свидетельских показаний, обладает хезкат кашрут (презумпцией кашерности). Ну, а если он не умер и не крестился, то естественно предположить, что он когда-нибудь вернется домой» (Гдолей адорот).
Р. Авраам-Цви-Гирш Айзенштадт умер третьего элуля 5628 /1868/ года во время пребывания в прусском городе Кенигсберге.
В 5630 /1870/ году его книга Питхей тшува была включена в новое издание кодекса Шульхан арух, подготовленное виленской типографией вдовы и братьев Ромм. С тех пор в большинстве изданий Шульхан аруха книга р. Айзенштадта печатается рядом с основным текстом. Эта книга широко изучается и является одним из основополагающих источников при установлении законодательных норм.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.