Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Моше бар Цви-Гирш Тейтельбойм (Исмах Моше; 5519—5601 /1759-1841/ гг.) — духовный лидер хасидского движения в Венгрии.
Родился в Галиции.
Первоначально принадлежал к лагерю противников хасидизма.
Уже в зрелом возрасте учился у выдающихся хасидских мудрецов р. Исраэля Офштейна (Магида из Кожниц), р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина) и р. Авраама-Йеошуа из Апты.
Предание рассказывает, что р. Моше примкнул к хасидскому движению из-за своего зятя, который стал учеником Хозе из Люблина. В ответ на упреки со стороны р. Моше зять согласился отказаться от хасидских путей служения — но только в том случае, если р. Моше посетит «двор» Хозе вместе с ним. «Если и после встречи с Хозе вы останетесь при своем мнении, я немедленно выполню вашу волю», — пообещал зять. Однако, посетив Люблин, р. Моше и сам стал преданным учеником великого праведника (Гдолей адорот).
Р. Моше возглавлял общину венгерского городка Уэля. Он был общепризнанным духовным лидером всех хасидских общин Венгрии — тысячи хасидов приезжали к нему за благословением и наставлением.
Его аналитические заметки по поводу Священного Писания и агадот (сказаний) Талмуда собраны в книге Исмах Моше (Возрадуется Моше), которая приобрела широкую популярность. В этой книге приведены глубочайшие духовные откровения, полученные им в сновидениях.
В книге Тфила леМоше (Молитва Моше) содержатся его комментарии на Теилим (Псалмы Давида).
Его многочисленные респонсы и законодательные решения объединены в сборник Эшив Моше (Ответил Моше).
Р. Моше Тейтельбойм умер в Уэле двадцать восьмого тамуза 5601 /1841/ года.
Его праправнуком был один из духовных лидеров американского еврейства р. Йоэль Тейтельбойм (Сатмарский Ребе).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»