Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хотя и раскаяние, и мольба действенны всегда, в десятидневный период от Рош а-Шана до Йом-Кипура они имеют особую силу и принимаются сразу, как сказано: “Ищите Г-спода, когда можно его обрести, призывайте Его, когда Он близко” (Йешаягу 55, 6)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 2, 6
Выдающийся хасидский наставник, основатель движения хасидей Белз.

Раби Шалом бар Элиэзер Рокеах (р. Сар-Шалом из Белза; 5543-5615 /1783-1855/ гг.) — выдающийся хасидский наставник, основатель движения хасидей Белз.

Прямой потомок прославленного кабалиста р. Элазара Рокеаха, главного раввина г. Амстердама.

Родился в галицийском городе Броды, одном из неприступных бастионов противников хасидизма.

После свадьбы поселился в доме тестя, который был главным раввином волынского городка Сокаля, расположенного на берегу реки Буг.

Его наставником в хасидизме был р. Шломо Флам из Луцка, один из ближайших учеников Магида из Межерича.

Предание рассказывает, что каждый вечер юный р. Шалом делал вид, что собирается спать, а затем вылезал через окно своей спальни и бежал в хасидский дом учения к р. Шломо из Луцка, который служил в Сокале магидом (общественным проповедником). Они учились всю ночь, а на рассвете р. Шалом возвращался в свою кровать. Но как только он засыпал в комнату входил тесть и будил его, упрекая: «До каких же пор ты будешь валяться в постели?!». После утренней молитвы он учился с тестем до вечера — а потом все повторялось сначала. Лишь спустя несколько лет его родные узнали, что в течение всего этого периода — около тысячи ночей — р. Шалом обходился почти без сна, отдавая все свои силы углубленному изучению Торы (Гдолей адорот).

Рассказывается, что в молодости р. Шалом много курил во время занятий. Но однажды, сидя в доме учения, он заметил, как другой молодой знаток Торы возится со своей курительной трубкой, сначала выбивая и прочищая ее, а потом наполняя новым табаком. За те минуты, пока молодой человек подготавливал трубку, р. Шалом успел выучить лист Талмуда. С тех пор он больше никогда не курил — ведь это удовольствие стоило слишком дорого: лист Талмуда (там же).

Несколько лет спустя тесть сообщил, что не сможет больше содержать молодую семью. И тогда жена р. Шалома, ребецин Малка, продала все подаренные ей на свадьбу драгоценности, чтобы ее муж сумел продолжить свои занятия (там же).

В последующий период р. Шалом начал посещать «двор» выдающегося хасидского наставника р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина), а после его смерти стал ближайшим учеником р. Ури Сарафа, прославившегося силой своей молитвы.

В 5586 /1826/ году р. Шалом возглавил хасидскую общину г. Белза в Галиции. К его «двору» съезжались тысячи хасидов. В своей наставнической деятельности он, подобно своим учителям, стремился сочетать углубленное изучение Торы с пламенностью и искренностью молитвенного служения.

Его духовное наследие отражено в книге Мидбар Кадеш (Пустыня Кадеш).

Р. Сар-Шалом умер в Белзе двадцать седьмого элуля 5615 /1855/ года.

Во главе движения хасидей Белз его сменил сын р. Йеошуа (5585-5654 /1825-1894/ гг.), а затем и внук р. Иссахар-Дов (5614-5687 /1854-1926/ гг.).


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше