Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Ашкеназы, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Германия, Диаспора, Франция
Постепенное ослабление Римской империи привело к ее разделу на две части — Западную и Восточную. В 4236 (476) году молодые, воинственные племена Центральной и Восточной Европы покорили некогда грозный Рим. На развалинах Западной Римской империи вандалы, готы, гунны, лангобарды, англы, саксы основали свои королевства.
Одновременно с этим происходил процесс христианизации завоевателей-язычников и усиление позиций церкви. Отсутствие доминирующей силы и постоянные войны не способствовали расцвету Западной Европы. Изменения наступили лишь с воцарением императора Карла.
В 4492 (732) году предводитель франков Карл Мартель остановил арабскую экспансию. Его внуку Карлу удалось расширить границы своих владений, навести порядок в хозяйстве и поднять культурный уровень населения. Он предоставил церкви многочисленные привилегии, и в 4560 (800) году в Риме папа короновал Карла Великого, признав его наследником престола Западной Римской империи.
После смерти Карла Великого наступил длительный период борьбы за власть в созданной им Священной Римской империи. Видную роль в этой борьбе играла церковь. Тогда же начало складываться этническое лицо современной Европы. Вчерашние племена осознавали себя народами.
Правление Карла Великого было благодатным временем для еврейских общин Германии. Карл стремился к укреплению своего государства. Он видел в евреях силу, способную привести страну к экономическому процветанию. Евреи, знавшие много языков, легко сходились с купцами из соседних стран, способствуя притоку товаров в Германию. Еврейские купцы совершали путешествия в Египет и Индию, распространяя там европейские изделия. Обратно они возвращались нагруженные заморскими товарами. Сохранилось историческое свидетельство о том, что посольство Карла в Багдад к халифу Харуну эль Рашиду сопровождал еврей-переводчик. На обратном пути из Багдада посланцы Карла умерли, и этот еврей лично передал императору послание и подарки халифа. Еврейские купцы вели активную торговлю и в пределах страны. Между Францией, Италией и Германией возникли крепкие торговые отношения. Карл поощрял еврейских купцов и охранял их имущество, он разрешил им решать имущественные споры в соответствии с законами Торы. Духовная жизнь еврейской общины также переживала период расцвета. Многие еврейские мудрецы переехали из Италии в Германию и Францию. По просьбе еврейской общины Майнца (Магенцы) Карл Великий пригласил р. Калонимуса из Луки (Италия) переехать в Германию. Р. Калонимус и его сын основали первые ешивы на территории Германии. Из Багдада во Францию переехал известный мудрец р. Махир, который, по распоряжению Карла, был назначен руководителем общины в Нарбоне.
Сын Карла Людовик Праведный в отношении евреев продолжал политику своего отца. Лионский епископ Аговард потребовал от него введения антиеврейских постановлений. Император отказался это сделать, а когда Аговард стал сам вводить эти постановления, то получил от Людовика строгий приказ прекратить самоуправство.
После смерти Людовика Праведного империя была разделена его наследниками на три независимых королевства — Италию, Германию и Францию. Положение евреев Франции начало быстро ухудшаться. Епископ Лиона Амоло, как и его предшественник Аговард, люто ненавидел евреев. В своих проповедях он чернил их, возбуждая ненависть простонародья. В некоторых местах начались погромы.
Положение евреев Германии также ухудшилось. Католическое священство требовало от властей введения в силу антиеврейских постановлений епископов. Однако императоры, укрепив свои позиции и выйдя из-под влияния католических священников, старались изменить положение к лучшему. Больше других защищал права евреев Отто Первый, хорошо понимавший важность еврейской общины в развитии торговых отношений.
В 4772 (1012) году страшное несчастье обрушилось на евреев города Майнца. Власти потребовали от них либо перейти в христианство, либо немедленно покинуть город. В городе начались погромы. Большинство евреев бежало оттуда, однако были и такие, кто под страхом смерти изменил вере отцов. Одним из них оказался сын знаменитого Рабейну Гершома. Через год указ был отменен, и оставшимся евреям вновь было разрешено вернуться в Майнц. Однако в других местах положение евреев было относительно спокойным. Хорошие отношения сохранялись у евреев не только с местным населением, но и с епископами. Императоры также заботились об их безопасности. Во времена правления Генриха Четвертого еврейским кварталам некоторых городов были присвоены вольности, подобные тем, что существовали у горожан-христиан. Евреям было разрешено нанимать рабочих и прислугу из числа христиан.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.