Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Изучение Торы, Амораим, Рав Александр Кац
Раби Йеошуа бен Леви — прославленный толкователь Торы (бааль агада) и праведник. Был руководителем общины г. Лода и главой ешивы этого города (Эйха раба 3:6). Вместе с р. Ханиной бар Хамой (см.) представлял интересы евреев Земли Израиля перед римскими властителями, и даже они преклонялись перед очевидной святостью этого великого мудреца (Берешит раба 78:5; ИТ Брахот 5:1).
По свидетельству Талмуда, заслуги р. Йеошуа бен Леви защищали все его поколение, подобно тому, как заслуги р. Шимона бар Йохая (см.) защищали предыдущее поколение (Ктубот 77б, Раши).
Раби Йеошуа бен Леви был убежден, что изучение Торы служит самой надежной защитой от любой опасности. Талмуд рассказывает: во время губительной эпидемии он изучал Тору вместе с зараженными, не опасаясь того, что болезнь может перекинуться и на него (Ктубот 77б). Раби Йеошуа наставлял: «Если человек отправляется в опасный путь и нет провожатых — пусть он изучает Тору в дороге. Если у человека болит голова — пусть займется изучением Торы. Если болит горло — пусть изучает Тору. Если болят внутренние органы — пусть изучает Тору. Если ломит в костях — пусть изучает Тору. Если болит все тело — пусть изучает Тору» (Эрувин 54а).
Он видел в Торе не только универсальный эликсир жизни, но и единственный залог реальной свободы. Он говорил: «Свободен только тот, кто посвятил себя изучению Торы» (Авот 6:2) — потому что только с помощью Торы человек способен освободиться от деспотической власти своих страстей и влечений.
В течение долгих лет р. Йеошуа постился и молился, чтобы удостоиться откровения и узнать, когда придет Геула — конечное избавление народа Израиля. В Талмуде рассказывается, что однажды у входа в гробницу раби Шимона бар Йохая ему явился пророк Элияу. Раби Йеошуа спросил у него: «Когда откроется Машиах?!». Пророк Элияу посоветовал: «Иди и спроси у него сам». Элияу поведал, что Машиах «сидит у ворот Рима, среди нищих, одолеваемых недугами». Раби Йеошуа совершил далекое путешествие и, наконец, отыскав Машиаха, спросил у него: «Когда откроешься, господин?». Машиах ответил: «Сегодня…». Возвратившись в Землю Израиля, р. Йеошуа снова повстречался с Элияу и пожаловался пророку: «Он обманул меня — обещал, что откроется в тот же день, и до сих пор не явился!». Элияу объяснил, что Машиах в своем ответе только указал ему на слова псалма (Теилим 95:7): «Сегодня, если послушаем Его голоса (т.е. если будем выполнять волю Б-га — Раши)» — до сих пор Его условие не соблюдено (Санхедрин 98а).
Среди учеников р. Йошуа бен Леви был р. Йоханан, глава следующего поколения мудрецов (Седер адорот).
С разрешения издательства Швут Ами
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.