Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раби Йеуда хаНаси, Мишна, Танаим, Рав Александр Кац
Раби Йеуда Анаси (или просто Раби; 3896—3980 гг. /135—220/) — насиСанхедрина, составитель и кодификатор Мишны.
Происходил из рода царя Давида; седьмое поколение от Гилеля (см.), основателя династии глав Санхедрина. Первенец р. Шимона бен Гамлиэля (см.), главы Санхедрина в Уше (Седер адорот).
Родился в день, когда казнили р. Акиву (Кидушин 72б). Учился у пяти великих мудрецов, принявших устную традицию от р. Акивы: у р. Меира (см.), р. Йеуды бен Илая (см.), р. Йоси бен Халафты (см.), р. Шимона бар Йохая (см.) и р. Элазара бен Шамуа (см.).
Изучал Тору также в бейт мидраше отца; его ближайшим другом и оппонентом в алахических обсуждениях был р. Элазар, сын р. Шимона бар Йохая (Бава меция 84б).
В возрасте 35 лет сменил отца во главе Санхедрина. Он перенес место пребывания Санхедрина в крупный город Тверию, а затем в Ципори, ставший новым центром изучения Торы (Седер адорот).
Объединив вокруг себя выдающихся мудрецов, р. Йеуда Анаси завершил работу по систематизации и кодификации Мишны, начатую еще р. Акивой и р. Меиром. В этот кодекс «он включил как законы, полученные по цепи традиции от Моше, так и постановления, принятые мудрецами каждого поколения» (Рамбам, Предисловие к Мишнэ Тора).
Раби Йеуда Анаси пользовался столь великим авторитетом, что составленный им свод законов был одобрен и принят всем еврейским народом. Талмуд отмечает, что «со дней Моше и до Раби величие в познании Торы и власть не соединялись в одном человеке» (Гитин 59а).
Годы, когда раби Йеуда Анаси возглавлял Санхедрин, стали периодом мира и стабильности для Израиля. Он был дружен с тремя римскими императорами, в течение полувека последовательно сменявшими друг друга, а один из них, Антоний (историки полагают, что имеется в виду император Марк Антоний, прозванный Аврелием), под влиянием Раби даже тайно принял еврейство (Тосафот, Авода зара 10б; Седер адорот). В Талмуде и мидрашах приведены многочисленные философские дискуссии между Раби и Антонием (Санхедрин 91аб, Танхума, Микец 9). Император советовался с Раби в делах управления и в своих семейных делах (Авода зара 10аб), а также просил за него молиться (Ваикра раба 16).
Раби располагал огромными богатствами, которые использовал для помощи мудрецам и их ученикам (Рут раба 5:15). В годы засухи он открывал свои хранилища для нуждающихся (Бава батра 8а).
В трактате Авот (2:1) приведено несколько изречений Раби. Он говорил: «Каков прямой путь, по которому должен следовать человек? Это путь, который украшает человека и в глазах Создателя, и в глазах людей». И еще он наставлял: «Выполняй легкую заповедь так же старательно, как самую важную, — ведь тебе не известно, какова награда за выполнение той или иной заповеди. И сопоставляй награду за заповедь с усилиями, затраченными на ее выполнение, и выгоду от греха — с ущербом, который он наносит».
Ему также принадлежит знаменитое правило благочестия: «Помни о трех вещах — и не согрешишь: знай, что над тобой Око Видящее и Ухо Слышащее и что все твои дела записываются в книгу» (там же).
Признавая его величие и исключительную личную праведность, современники называли его Рабейну Акадош — «Наш святой учитель» (Шабат 118б).
С его уходом из жизни завершилась целая эпоха в еврейской истории. Талмуд свидетельствует: «Раби и раби Натан завершили эпоху Мишны» (Бава меция 86а).
С разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»