Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Свобода выбора, Талмуд, Амораим, Рав Александр Кац
Раби Ханина бар Хама — ближайший ученик р. Йеуды Анаси; его преемник в качестве главы ешивы в Ципори.
Родился в Вавилонии; переехав в Землю Израиля, поселился в Ципори и учился там в ешиве р. Йеуды Анаси (ИТ Пеа 7:3, Нида 2:7).
Его ближайшими друзьями и сотрудниками в изучении Торы были р. Хия (см.), р. Ошая (см.), р. Йеошуа бен Леви (см.) и сыновья р. Йеуды Анаси — р. Гамлиэль (см.) и р. Шимон.
Перед смертью р. Йеуда Анаси завещал, чтобы именно р. Ханина бар Хама сменил его во главе ешивы (Ктубот 103б). Отдавая все свое свободное время изучению Торы и воспитанию учеников, р. Ханина зарабатывал на жизнь продажей меда — его дело шло настолько успешно, что он смог на свои средства построить новый дом учения в Ципори.
Раби Ханина был также прославленным врачом, спасшим жизнь многим своим пациентам (Йома 49а). Он и сам сохранил свежесть и здоровье до глубокой старости — Талмуд свидетельствует, что и в восемьдесят лет он мог, «стоя на одной ноге, натянуть ботинок на другую» (Хулин 24б).
Именно р. Ханине принадлежит знаменитая формула тотальной зависимости человека от воли Всевышнего: «На земле человек не ушибет пальца, если в Небесах не будет вынесен соответствующий приговор» (там же 7б). В то же время, даже в ситуации тотальной зависимости, воля человека остается парадоксально свободной — тот же р. Ханина учил: «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами» (Брахот 33б).
Раши комментирует это противоречие так: «Все, что будет с человеком, в руках Всевышнего — например, вырастет он высоким или низким, будет ли он бедным или богатым, мудрым или глупым, блондином или брюнетом — все это в руках Небес. Но станет он праведником или злодеем — решают не на Небесах; этот выбор передан человеку — перед ним два пути, и он должен избрать один из них, руководствуясь страхом перед Небесами» (там же).
Путь к всемирной гармонии и братству людей р. Ханина видел в глубинном постижении Торы, отражающей Б-жественный разум. Он говорил: «Изучающие Тору умножают мир во Вселенной» (там же 64а).
Ближайшими учениками р. Ханины были р. Йоханан (см.), составитель Иерусалимского Талмуда, и его друг и постоянный оппонент р. Шимон бен Лакиш (см.) — лидеры следующего поколения мудрецов Земли Израиля.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»