Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Талмуд, Амораим, Рав Александр Кац, Реш Лакиш, Бааль Тшува
Раби Шимон бен Лакиш (Реш (или Рейш) Лакиш; ум. ок. 4039 /279/ г.) — ученик и ближайший коллега р. Йоханана.
По свидетельству кабалистов, он был воплощением души Ишмаэля, сына праотца Авраама (Седер адорот).
В юности он изучал Тору, но затем, связавшись с шайкой разбойников, «сбросил с себя ярмо закона» (Бава меция 84а, Тосафот). Реш Лакиш стал предводителем банды, и только вмешательство р. Йоханана «вернуло его под сень Шехины». Он начал занятия в ешиве р. Йоханана, и р. Йоханан отдал свою красавицу-сестру ему в жены (Бава меция 84а, Раши).
Реш Лакиш приступил к изучению Торы с великим рвением. Рассказывается, что «он повторял изученный материал как минимум 40 раз — по числу дней, проведенных Моше на горе Синай, — и лишь затем приходил на новый урок р. Йоханана» (Таанит 8а). На его уроках Реш Лакиш выжидал, пока наставник полностью выскажется, а затем обрушивал на него свои возражения (Раши на Швуот 40а). Сам р. Йоханан вспоминал: «На каждое мое слово он задавал по 24 труднейших вопроса и мне приходилось изыскивать 24 объяснения, — благодаря этому понимание каждой проблемы обогащалось» (Бава меция 84а).
Вскоре Реш Лакиш стал талмид-хавером р. Йоханана и ближайшим помощником в руководстве ешивой: «каждый день он повторял с другими учениками уроки р. Йоханана и разъяснял их» (Бава кама 117а, Раши).
Вместе с р. Йохананом Реш Лакиш разрабатывал основы Иерусалимского Талмуда; большинство разделов Вавилонского Талмуда также содержит множество законодательных дискуссий между ними.
Этические высказывания Реш Лакиша, приведенные в Талмуде, неразрывно связаны с его не совсем обычной судьбой. Он говорил: «Человек не согрешит, пока не залетит в него ветер глупости» (Сота 3а). Он также учил: «Сначала исправь себя, а потом берись исправлять других» (Бава меция 107б).
Реш Лакиш умер незадолго до р. Йоханана. В Талмуде рассказывается, что р. Йоханан, не в силах утешиться, «рыдал и призывал ушедшего друга: “Где ты, Бен Лакиш?! Где ты, Бен Лакиш?!” — до тех пор, пока не лишился рассудка, а вскоре и его душа обрела последний покой» (там же 84а).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.