Из цикла «Хроника поколений», темы: Гидон, Война, Александр Кац, Книга Судей
Гидон бен Йоаш (גדעון; умер не ранее 2716 г. /1044 г. до н.э./) — верховный судья Израиля.
Происходил из колена Менаше (Шофтим 6:15). Его семья жила в городе Офра (там же 6:11), на горе, возвышающейся на юго-западе Изреэльской долины (Шивтей нахалатэха с. 98).
Был судьей, начиная с 2676 года /1084 г. до н.э./ (Седер адорот).
В те годы, после смерти пророчицы Дворы (см.), многие евреи отступили от заповедей Торы, и вскоре страна была покорена мидьянитянами, которые в течение семи лет разоряли ее, отбирая у евреев скот и зерно. Обнищав до последнего предела, сыны Израиля стали умолять Творца о спасении (Шофтим 6:1—6).
Однажды в месяце нисан 2683 года /1077 г. до н.э./, в пору молотьбы, Гидон сказал отцу: «Ты уже стар, и если появятся мидьянитяне, не сможешь убежать. Иди домой, а я буду молотить» (Раши, Шофтим 6:11—13). И когда он был занят этой работой в потайном месте, в заслугу выполненной им заповеди почитания отца к нему явился ангел, принявший облик праведного пророка (Шофтим 6:11—12, Радак и Ральбаг). Ангел осенил Гидона великой духовной силой и сказал: «С тобою Б-г!» (Шофтим 6:12, Мальбим). «Если Б-г с нами, отчего же нас постигло все это?! — спросил Гидон. — Где все Его чудеса, о которых поведали нам отцы, говоря: “Б-г вывел нас из Египта”?! Но ныне оставил нас Б-г и предал нас в руки мидьянитян» (Шофтим 6:11—13). «Если наши предки, вышедшие из Египта, были праведниками, — добавил Гидон, — то спаси нас за их заслуги. А если они были нечестивцами, и Ты сделал для них чудеса даром, то так же сделай и нам!» (Шофтим 6:13, Раши).
И тогда ангел передал ему приказ Б-га: «Иди и с помощью той силы, которой Я тебя одарил, спаси Израиль от руки Мидьяна!» (Шофтим 6:14, Радак). «Мой Господин, — возразил Гидон, — чем же мне спасти Израиль? Ведь мой род беднейший в колене Менаше, а я младший в семье моего отца?!» И ангел передал ему слова Б-га: «Я буду с тобой, и ты поразишь мидьянитян, как одного человека!» (там же 6:15—16). А когда Гидон попросил знамения, чтобы убедиться, что говорил с ангелом, тот прикоснулся концом своего жезла к мясу и опреснокам, которые вынес ему Гидон, — из скалы вырвался сноп огня и в мгновение пожрал эти дары (там же 6:17—21, Мецудат Давид; Сифрей зута 11; Шивтей нахалатэха с. 99). И хотя Гидон не был пророком, он удостоился Б-жественного откровения за свою любовь к народу Израиля и заступничество за него — ведь тот, кто проявляет любовь к евреям, как будто проявляет любовь к Шехине (Ялкут Шимони, Шофтим 62; Шофтим 6:14, Раши; Шивтей нахалатэха с. 92—93).
В ту же ночь Всевышний повелел Гидону разрушить принадлежащий его отцу жертвенник идолу Баалу и срубить кумирное дерево при нем. И той же ночью Гидон выполнил приказ Б-га. А наутро жители города потребовали от Йоаша, отца Гидона: «Выведи твоего сына, чтобы казнить его за разрушение жертвенника Баала и за кумирное дерево». Но Йоаш ответил: «Вам ли вступаться за Баала и защищать его?! …Если он божество, то пусть вступится за себя сам! А если он промолчал до утра, и Гидон до сих пор цел — значит, нет у Баала никакой силы» (Шофтим 6:25—31, Мальбим).
После этих событий Гидона прозвали также Йерубаалом (ירבעל) — за то, что он сражался (ירב) с Баалом (Шофтим 6:32, Раши; Рош ашана 25а).
Протрубив в шофар, Гидон созвал воинов из своего колена, а также потомков Ашера, Звулуна и Нафтали. Перед решающей битвой он попросил у Б-га еще одного знамения. Он оставил стриженную шерсть на гумне, сказав Творцу: «Если роса будет только на шерсти, а на земле — сухо, то буду знать, что Ты спасешь моей рукою Израиль, как Ты говорил». Так и сбылось. На следующую ночь Гидон вновь оставил шерсть в поле, сказав: «Пусть будет сухо на одной только шерсти, а на земле пусть будет роса». Когда так и произошло, Гидон подвел свое войско к стану мидьянитян. Следуя повелению Б-га, он распустил по домам более двух третей воинов, оставив лишь десять тысяч, а затем отобрал из оставшихся всего триста человек — чтобы сыны Израиля не подумали, что добились победы силой своей руки. Ближайшей ночью евреи, разделившись на три отряда, с трех сторон напали на несметные полчища мидьянитян и пришедших с ними амалекитян. В стане врагов началась паника, и многие из них перебили друг друга, а уцелевшие бежали (Шофтим 6:33—7:22). Гидон и триста его воинов преследовали врагов до Иордана, а затем, переправившись на восточный берег, настигли и пленили двух верховных князей Мидьяна (там же 8:4—13).
После этой битвы сыны Израиля попросили Гидона стать над ними царем: «Владей нами ты, и сын твой, и сын сына твоего, ибо ты спас нас от руки мидьянитян». Однако Гидон ответил: «Ни я не буду владеть вами, ни сын мой — но Б-г будет владеть вами» (там же 8:22—23).
С той поры Гидон стал верховным судьей Израиля и судил народ до 2716 года /1044 г. до н.э./ (Седер адорот).[1] Все годы его судейства в стране был покой (Шофтим 8:28).
По определению Талмуда, «Гидон значил для своего поколения не меньше, чем Моше для своего» (Рош ашана 25б).
У Гидона было много жен и семьдесят сыновей (Шофтим 8:30).
Умер в глубокой старости; похоронен в семейной гробнице в Офре (там же 8:32).
После его смерти евреи вновь обратились к служению Баалу, а Авимелех из Шхема — сын Гидона от наложницы — перебил всех своих братьев (кроме самого младшего Йотама) и, объявив себя царем, властвовал в течение трех лет (там же 9:1—22).
[1] Согласно мнению, представленному в древней хронике Седер олам раба, семь лет господства мидьянитян не входили в 40 лет судейства Гидона, и соответственно период его судейства продолжался до 2723 г. /1037 г. до н.э./ (см. Седер олам раба 12, Йемот олам 7).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?