Из цикла «Хроника поколений», темы: Земля Израиля, Изучение Торы, Александр Кац
Раз за разом повторялся один и тот же исторический «алгоритм». Под влиянием окружающих народов сыны Израиля отходили от выполнения заповедей Творца — и вскоре оказывались под властью своих соседей. В беде они взывали к Творцу и возвращались к соблюдению Его законов — тогда во главе их вставал праведный судья, поднимая народ на победоносную освободительную войну. Но затем проходило немного времени, и сыны Израиля вновь отходили от выполнения заповедей Торы…
Отниэль бен Кеназ (עתניאל; умер в 2556 г. /1204 г. до н.э./) — мудрец и полководец, верховный судья Израиля. Сын Кеназа из колена Йеуды. При рождении мать назвала его именем Ябец (יעבץ) в память о той горечи (עצבון) и страданиях, которые она пережила при родах, подобно тому, как праматерь Рахель назвала своего последнего сына בן אוני — «Сын моей печали». Когда Отниэль подрос, он молил Творца, чтобы дополнительное имя, данное ему матерью, не стало для него дурным предзнаменованием (I Диврей аямим 4:9—10, Таргум и Раши; см. Тмура 16а).
Его старшим братом по матери был Калев бен Йефунэ, ставший одним из вождей колена Йеуды (Шофтим 3:9; Сота 11б, Раши; Тмура 16а; Праким бетолдот Исраэль ч. 2). По другой версии, Калев был дядей Отниэля, братом его отца — Кеназа (Мальбим, I Диврей аямим 4:13—14). Изучал Тору под руководством Йеошуа бин Нуна (см.), а также у старейшин — своего брата Калева, Пинхаса (см.), Эльдада (см.) и Мейдада (см.) (Раши, Авот 1:1; Седер адорот 2516). В период завоевания Святой Земли проявил себя отважным воином: под его командованием был взят неприступный город Кирьят-Сефер, называемый также Двир.
В награду за этот подвиг Калев отдал ему в жены свою дочь Ахсу, отличающуюся исключительной красотой (Йеошуа 15:15—17, Шофтим 1:10-13, Мальбим; Раши, Тмура 16а). В завоеванном городе Отниэль-Ябец создал большую ешиву, ставшую центром изучения Торы, — к нему стекались ученики со всей страны, в том числе коэны и левиты, а также геры — потомки Итро, тестя Моше (см.) (Танхума, Итро 4; Мальбим, Шофтим 1:11—12; см. также Раши, Сота 11а). У него учился даже внук Моше —
Рехавья, сын Элиэзера (Таргум, I Диврей аямим 2:55). С помощью виртуозных логических рассуждений, опирающихся на правила толкования Торы, Отниэль сумел восстановить многочисленные законы, забытые после смерти Моше (Тмура 16а, Раши; Раши, Йеошуа 15:15). Значительная часть этих законов была связана с мерами веса, объема и т.п., знание которых необходимо при выполнении многих заповедей Торы (Йома 80а, Раши; р. А. Вильнер, Асерет ашватим, гл. Отниэль бен Кеназ, с. 339). В эти годы Отниэль достиг такого высочайшего уровня познания и праведности, что стал духовным преемником Йеошуа бин Нуна. В мидраше говорится: «Еще до того, как зашло солнце Йеошуа, взошло солнце Отниэля бен Кеназа» (Берешит раба 58:2, Эц Йосеф). Но после смерти Йеошуа бин Нуна, последовавшей в 2516 году /1244 г. до н.э./ (Йеошуа 24:29; Седер адорот), многие из сынов Израиля отступили от служения Творцу и начали смешиваться с окружающими кнаанскими племенами. А около 2525 года /1235 г. до н.э./ страну покорил арамейский царь Кушан (Шофтим 3:5—8), прямой потомок арамейца Лавана, тестя праотца Яакова (см.) (Санхедрин 105а, Агаот р. Я. Эмден; Тора тмима, Балак 22:5). Арамейцы властвовали над сынами Израиля в течение восьми лет (Шофтим 3:8). В тот же период разразилась братоубийственная война между коленом Биньямина и остальными коленами. И совет мудрецов, возглавляемый в те дни первосвященником Пинхасом, не смог предотвратить кровопролитие — потомки Биньямина были почти полностью уничтожены, а из остальных колен погибло около 40 тысяч евреев (там же 20:1—48; Седер олам раба 12; Тана девей Элияу раба 11; Радак, Шофтим 20:28; Седер адорот 2516). После этих событий Творец собирался разрушить всю Вселенную, говоря: «Ведь Я дал им Землю Израиля только для того, чтобы они изучали Тору и жизненную мудрость (дерех эрец)!» (Тана девей Элияу раба 11).
И тогда Отниэль, осененный духом пророчества, возразил Творцу: «Владыка Вселенной! В дни египетского рабства Ты обещал Моше, что евреи будут спасены независимо от того, выполняют ли они Твою волю или не выполняют. Так и сейчас: независимо от того, заслуживают ли евреи избавления или подлежат истреблению, я должен их спасти!» (Танхума, Шмот 20; Раши, Шофтим 3:10). Став верховным судьей Израиля, Отниэль сумел возвратить стонущих под иноземным гнетом евреев к соблюдению законов Торы и объединить их. В ходе поднятого под его предводительством восстания евреи одержали решающую победу над войском Кушана, и в 2533 году /1227 г. до н.э./ арамейцы были изгнаны за реку Евфрат (Шофтим 3:9—10, Мецудат Давид и Мальбим; Седер олам раба 12; Седер адорот 2516). В течение двух последующих десятилетий Отниэль судил народ по законам Торы, и страна пребывала в покое и благополучии (Шофтим 3:10-11). У него было два сына — Хатат и Меонотай (I Диврей аямим 4:13—14, Мальбим).
Мудрец и судья Отниэль бен Кеназ умер в 2556 году /1204 г. до н.э./ (Шофтим 3:11; Седер адорот акацар). Согласно устному преданию, похоронен недалеко от Хеврона, у дороги на Беэр-Шеву (см. р. А. Вильнер, Асерет ашватим, гл. Отниэль бен Кеназ, с. 357—360). Один из потомков Отниэля был военачальником в войске царя Давида (I Диврей аямим 27:15, Радак и Мецудат Давид).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Цви Вассерман
Мир открыл Творца, сыны Израиля стали еврейским народом
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Дварим»
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
«Не делай другому того,что ненавистно тебе. Все остальное — толкование. Иди и учись». Как этот принцип воплощается на практике?
Рав Давид Кантарович
На человека, который водит машину, нарушая правила дорожного движения, и этим создает опасные ситуации на дорогах, можно пожаловаться в полицию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»
Рав Элияу Тавгер
Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.
Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".
р. Ури Калюжный
Не хочется удовлетворять беспочвенные претензии. Хочется надеяться на светлое будущее...
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.