Из цикла «Хроника поколений», темы: Моше, Итро, Александр Кац
В 2387 году /1373 г. до н.э./ Моше присоединился к войску эфиопского царя Киканоса, которое осадило столицу Эфиопии, захваченную мятежниками: пока царь Киканос был в далеком военном походе, маг Билам, считавшийся его доверенным лицом, поднял в столице мятеж, и его избрали новым правителем. Билам сумел укрепить стены города и сделать их неприступными, поэтому осада продолжалась более девяти лет. Моше сражался отважно: в бою он был подобен могучему льву. Он стал любимцем царя Киканоса и всего войска, а затем и царским советником. В 2395 году /1365 г. до н.э./, после смерти Киканоса, Моше был избран царем страны — ему было тогда двадцать семь лет. Эфиопские воины трубили в горны и кричали ему: «Да здравствует царь!» А спустя неделю Моше повел войско на новый штурм и овладел столицей: в ходе битвы было убито тысяча сто мятежников, но Билам и два его сына сумели скрыться и бежать к фараону в Египет. В столице Моше возвели на трон, возложили на его голову царскую корону и отдали ему в жены царицу Адонию, вдову Киканоса. Но Моше не приближался к ней, поскольку знал древние предания о своем предке, праотце Аврааме (см.), сказавшему своему рабу: «Не бери моему сыну жены из дочерей кнаанцев» (Берешит 24:37). Да и праотец Ицхак (см.) сказал своему сыну Яакову: «Не женись на девушках Кнаана и не бери жены из потомков Хама» (ср. там же 28:1) — ведь потомки Хама были отданы навечно в рабы потомкам Шема (см.) и потомкам Йефета (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот).
Вскоре восстали восточные племена, прежде платившие дань царю Эфиопии, и Моше отправился в военный поход. Его войско разбило мятежников, а затем покорило также страну Арам (Сефер аяшар, Шмот).
Моше оставался на престоле на протяжении сорока лет: все эти годы он не служил божествам этой страны и не приближался к царице. А в 2435 году /1325 г. до н.э./ царица Адония сумела убедить своих воевод и сановников, что на престоле не должен более находиться чужеземец, прибывший из Египта. В результате дворцового переворота воцарился ее старший сын от Киканоса по имени Манахрис. А Моше, которому к тому времени было шестьдесят семь лет, покинул страну. Этот «дворцовый переворот» был уготован Б-жественным Провидением, потому что уже приблизился срок избавления сынов Израиля, а для Моше была отведена в предстоящих событиях особая роль. Но пока он еще опасался возвращаться в Египет и поэтому отправился на северо-восток — в страну Мидьян[1] (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот).
У одного из колодцев Моше встретил семерых дочерей мидьянского жреца Итро и помог им напоить скот, защитив их от других пастухов. В благодарность Итро пригласил Моше остановиться в своем доме (Шмот 2:15—21). Еще до того, как Моше явился в Мидьян, Итро, перепробовав все виды идолопоклонства, разочаровался в них и сказал своим соотечественникам: «До сегодняшнего дня я вам служил, но теперь состарился, найдите себе кого-нибудь другого» — и он вынес из своего дома всех идолов (Мехильта, Итро 1:1; Танхума, Шмот 11; Шмот раба 1:32; Зоар 2, 13б).
Но, когда Моше рассказал Итро о том, как бежал от фараона, а затем из Эфиопии, тот решил, что Моше очень опасный человек, и поместил его в темницу, которая была при его доме, чтобы погубить его там. Моше пробыл в заточении около десяти лет, и все это время одна из дочерей Итро, красавица Ципора, тайно приносила ему хлеб и воду. На десятый год, уступая просьбе Ципоры, Итро послал слуг проверить, жив ли еще Моше, а затем и выпустил его на свободу — к этому времени Моше уже исполнилось семьдесят семь лет (Таргум Йонатан, Шмот 2:21; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Сифри, Беаалотха 99).
После освобождения Моше, уединившись в саду за домом Итро, произнес благодарственную молитву. Завершив молитву, он заметил воткнутый в землю посох, на котором было высечено имя Всевышнего. Это был тот самый посох, с которым Первый Человек, Адам (см.), был изгнан из Ган Эдена. От Адама посох перешел к его ученику Ханоху (см.), от него — к Метушелаху (см.), а затем — к Ноаху (см.), который передал его своему сыну Шему. От потомков Шема посох перешел к праотцу Аврааму, а от него — к Ицхаку. С этим посохом праотец Яаков пришел в Египет, а затем передал его своему любимому сыну Йосефу (см.). После смерти Йосефа посох попал в руки Итро, который был тогда советником фараона. Покидая Египет, Итро унес посох с собой, а затем воткнул его у себя в саду, и посох прирос — и ни сам Итро, и никто другой не смогли более выдернуть его из земли. А Моше выдернул посох и взял себе (Пиркей дераби Элиэзер 40; Таргум Йонатан, Шмот 2:21; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168, 173).
Вскоре Итро выдал за Моше свою дочь Ципору (Шмот 2:21). Перед свадьбой Итро сказал Моше: «Мне известно, что когда Лаван отдал своих дочерей замуж за твоего предка Яакова, тот взял их без его ведома и бежал. Как бы и ты не поступил со мной так же, если я отдам тебе свою дочь!» Моше поклялся, что так не поступит, — и свадьба состоялась (Шмот раба 1:33). Ципора стала благочестивой женой, не уступавшей по своей праведности женам праотцев — Саре, Ривке, Рахели и Лее (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот). У Моше и Ципоры родился сын, которого он назвал именем Гершом (גרשם — буквально «жил там») — в память о том, что в течение долгих лет «был пришельцем в чужой стране» (Шмот 2:22). Но Итро запретил им делать сыну обрезание, как это было принято у сынов Израиля (Таргум Йонатан, Шмот 4:24; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот).
[1] По оценкам исследователей, страна Мидьян, в которой жил Итро, располагалась на восточном берегу Тростникового моря (Ям Суф) — южнее г. Акабы (Атлас Даат Микра с. 98).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).