Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Война на стороне Эфиопии, работа царским советником, 10-летнее тюремное заключение... Неизвестные стороны биографии лидера еврейского народа.

2. Вдали от Египта

В 2387 году /1373 г. до н.э./ Моше присоединился к войску эфиопского царя Киканоса, которое осадило столицу Эфиопии, захваченную мятежниками: пока царь Киканос был в далеком военном походе, маг Билам, считавшийся его доверенным лицом, поднял в столице мятеж, и его избрали новым правителем. Билам сумел укрепить стены города и сделать их неприступными, поэтому осада продолжалась более девяти лет. Моше сражался отважно: в бою он был подобен могучему льву. Он стал любимцем царя Киканоса и всего войска, а затем и царским советником. В 2395 году /1365 г. до н.э./, после смерти Киканоса, Моше был избран царем страны — ему было тогда двадцать семь лет. Эфиопские воины трубили в горны и кричали ему: «Да здравствует царь!» А спустя неделю Моше повел войско на новый штурм и овладел столицей: в ходе битвы было убито тысяча сто мятежников, но Билам и два его сына сумели скрыться и бежать к фараону в Египет. В столице Моше возвели на трон, возложили на его голову царскую корону и отдали ему в жены царицу Адонию, вдову Киканоса. Но Моше не приближался к ней, поскольку знал древние предания о своем предке, праотце Аврааме (см.), сказавшему своему рабу: «Не бери моему сыну жены из дочерей кнаанцев» (Берешит 24:37). Да и праотец Ицхак (см.) сказал своему сыну Яакову: «Не женись на девушках Кнаана и не бери жены из потомков Хама» (ср. там же 28:1) — ведь потомки Хама были отданы навечно в рабы потомкам Шема (см.) и потомкам Йефета (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот).

Вскоре восстали восточные племена, прежде платившие дань царю Эфиопии, и Моше отправился в военный поход. Его войско разбило мятежников, а затем покорило также страну Арам (Сефер аяшар, Шмот).

Моше оставался на престоле на протяжении сорока лет: все эти годы он не служил божествам этой страны и не приближался к царице. А в 2435 году /1325 г. до н.э./ царица Адония сумела убедить своих воевод и сановников, что на престоле не должен более находиться чужеземец, прибывший из Египта. В результате дворцового переворота воцарился ее старший сын от Киканоса по имени Манахрис. А Моше, которому к тому времени было шестьдесят семь лет, покинул страну. Этот «дворцовый переворот» был уготован Б-жественным Провидением, потому что уже приблизился срок избавления сынов Израиля, а для Моше была отведена в предстоящих событиях особая роль. Но пока он еще опасался возвращаться в Египет и поэтому отправился на северо-восток — в страну Мидьян[1] (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот).

У одного из колодцев Моше встретил семерых дочерей мидьянского жреца Итро и помог им напоить скот, защитив их от других пастухов. В благодарность Итро пригласил Моше остановиться в своем доме (Шмот 2:15—21). Еще до того, как Моше явился в Мидьян, Итро, перепробовав все виды идолопоклонства, разочаровался в них и сказал своим соотечественникам: «До сегодняшнего дня я вам служил, но теперь состарился, найдите себе кого-нибудь другого» — и он вынес из своего дома всех идолов (Мехильта, Итро 1:1; Танхума, Шмот 11; Шмот раба 1:32; Зоар 2, 13б).

Но, когда Моше рассказал Итро о том, как бежал от фараона, а затем из Эфиопии, тот решил, что Моше очень опасный человек, и поместил его в темницу, которая была при его доме, чтобы погубить его там. Моше пробыл в заточении около десяти лет, и все это время одна из дочерей Итро, красавица Ципора, тайно приносила ему хлеб и воду. На десятый год, уступая просьбе Ципоры, Итро послал слуг проверить, жив ли еще Моше, а затем и выпустил его на свободу — к этому времени Моше уже исполнилось семьдесят семь лет (Таргум Йонатан, Шмот 2:21; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Сифри, Беаалотха 99).

После освобождения Моше, уединившись в саду за домом Итро, произнес благодарственную молитву. Завершив молитву, он заметил воткнутый в землю посох, на котором было высечено имя Всевышнего. Это был тот самый посох, с которым Первый Человек, Адам (см.), был изгнан из Ган Эдена. От Адама посох перешел к его ученику Ханоху (см.), от него — к Метушелаху (см.), а затем — к Ноаху (см.), который передал его своему сыну Шему. От потомков Шема посох перешел к праотцу Аврааму, а от него — к Ицхаку. С этим посохом праотец Яаков пришел в Египет, а затем передал его своему любимому сыну Йосефу (см.). После смерти Йосефа посох попал в руки Итро, который был тогда советником фараона. Покидая Египет, Итро унес посох с собой, а затем воткнул его у себя в саду, и посох прирос — и ни сам Итро, и никто другой не смогли более выдернуть его из земли. А Моше выдернул посох и взял себе (Пиркей дераби Элиэзер 40; Таргум Йонатан, Шмот 2:21; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168, 173).

Вскоре Итро выдал за Моше свою дочь Ципору (Шмот 2:21). Перед свадьбой Итро сказал Моше: «Мне известно, что когда Лаван отдал своих дочерей замуж за твоего предка Яакова, тот взял их без его ведома и бежал. Как бы и ты не поступил со мной так же, если я отдам тебе свою дочь!» Моше поклялся, что так не поступит, — и свадьба состоялась (Шмот раба 1:33). Ципора стала благочестивой женой, не уступавшей по своей праведности женам праотцев — Саре, Ривке, Рахели и Лее (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот). У Моше и Ципоры родился сын, которого он назвал именем Гершом (גרשם — буквально «жил там») — в память о том, что в течение долгих лет «был пришельцем в чужой стране» (Шмот 2:22). Но Итро запретил им делать сыну обрезание, как это было принято у сынов Израиля (Таргум Йонатан, Шмот 4:24; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот).


[1] По оценкам исследователей, страна Мидьян, в которой жил Итро, располагалась на восточном берегу Тростникового моря (Ям Суф) — южнее г. Акабы (Атлас Даат Микра с. 98).

с разрешения издательства Швут Ами


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Праотец Яаков. Встреча с Эсавом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Иудаизм и Антисемитизм

Рав Александр Айзенштадт

Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.