Раби Келонимус бар Яаков Кальман – один из духовных лидеров поколения.
Родился в Германии. Изучал Тору у одного из учеников р. Исраэля Исерлина (Маарая; см.).
С 5263 /1503/ года был раввином Лемберга (Львова), главного города Галиции. У него учился р. Шломо Лурия (Мааршаль; см.), один из духовных вождей следующего поколения мудрецов Польши. Впоследствии Мааршаль стал и зятем р. Келонимуса.
Не позднее 5308 /1548/ года р. Келонимус Кальман «поднялся» на Святую Землю: он стал первым раввином ашкеназской общины Иерусалима. И здесь у него было много учеников. Автор Шульхан аруха р. Йосеф Каро (см.) упоминал его высказывания, называя его «старейшина раввинов р. Келонимус»; на его мнения ссылаются также р. Бецалель Ашкенази (см.), составитель сборника Шита мекубецет, и р. Ицхак Лурия /Аризаль/ (см.).
Рассказывается, что однажды в Иерусалиме субботним утром прихожане обнаружили на полу синагоги труп арабского мальчика. Арабы обвинили еврейскую общину в убийстве, и кади (мусульманский судья) повелел схватить подозреваемых и начал допросы. Тем временем р. Келонимус приблизился к телу ребенка и, оживив его с помощью приемов практической кабалы, заклял его рассказать людям правду. За руку он привел залитого кровью ребенка к ошеломленному кади, и мальчик указал на араба – своего подлинного убийцу.
Все последующие годы р. Келонимус терзался тем, что был вынужден нарушить шабат – ведь для оживления ребенка ему пришлось написать на пергаменте несколько святых Имен. Перед смертью он завещал, чтобы каждый проходящий мимо его могилы бросил бы в нее камень – это должно было послужить искуплением за его «грех». В соответствии с его завещанием, так продолжалось в течение века. Впоследствии в Иерусалиме сложился обычай, согласно которому покидающие Землю Израиля брали с собой камешек с его могилы как сегула (мистическое средство), чтобы путешественник с миром возвратился в святой город (Толдот хохмей Йерушалаим ч.1).
Р. Келонимус Кальман погребен в Иерусалиме, у подножия Ар азейтим (Масличной горы).
с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»