«И встали оттуда те мужи, и устремили взор на Сдом…» (Берешит 18:16).
На первый взгляд может показаться странным: почему Тора подчеркивает, что ангелы встали «оттуда»? Понятно же, что они встали оттуда, где находились до этого, откуда же еще? Ответ нам поможет понять следующая история.
В кабинет директора известной ешивы постучался человек, весьма далекий от Торы. Странная прическа, серьга в ухе — и удивительный рассказ на устах. Он работал в сфере инвестиций, через его руки проходили крупные суммы — сотни тысяч долларов и более. Обычно это были не его деньги — он работал посредником между разными инвесторами и получал за это приличные комиссионные.
Однажды ему выпала редкая удача. Речь шла о возможности заработать очень большие деньги, но для этого требовался миллион долларов наличными.
Миллиона у него не было, но упускать такую сделку никак нельзя. Он принялся «мобилизовать ресурсы» — занимал у друзей, знакомых, родственников, брал банковские кредиты, а часть суммы — даже на черном рынке. Так в течение нескольких дней он собрал необходимую сумму и поспешил связаться с человеком, предлагавшим сделку. Они договорились встретиться в центре города.
Бизнесмен не опасался идти по городу с огромной суммой наличными. Место их встречи было недалеко от его дома, он хорошо знал дорогу. Никто не знал, что у него с собой столько денег. И, всё же, он принял меры предосторожности: положил купюры в пакеты, а пакеты засунул в упаковки из-под муки и сахара. И сложил всё это в обычную сумку для продуктов.
И так, с этой сумкой, пошел на встречу. Через несколько минут сделка должна состояться, вскоре он сказочно разбогатеет. Внезапно, когда он проходил по заброшенной площадке между домами, откуда-то выскочила огромная черная собака, зарычала, обнажив клыки, и бросилась на него. Он попытался бежать, но собака оказалась проворнее: одним прыжком догнала его, вцепилась зубами в сумку, вырвала ее и убежала.
Несостоявшийся богач побелел, как мертвец. Весь его мир словно разом рухнул. Его убило даже не то, что сделка сорвалась, а необходимость возвращать миллион долларов, который негде было взять. Он знал, что будет, если не вернуть вовремя кредит, взятый на черном рынке. Это был вопрос жизни и смерти.
Он побежал за собакой. Искал ее несколько часов, пока не понял, что шансов не осталось. Трудно описать состояние, в котором он провел несколько следующих дней.
А через десять дней после этой катастрофы ему позвонили:
— У вас случайно ничего не пропало?
— Пропало! — воскликнул бизнесмен. — Пропала большая сумма денег десять дней назад!
— Не могли бы вы указать признаки?
Ответ не заставил себя долго ждать:
— Не знаю, остались ли деньги внутри, но они были в упаковках из-под сахара и муки.
— Отлично. Вы можете прийти и забрать их. Мне удалось найти ваш номер благодаря чеку из магазина, оставшемуся в пакете.
Наш герой поспешил на встречу с незнакомцем — и увидел ученика ешивы, который сидел на скамейке, держа в руках бесценную сумку. Когда парень убедился, что перед ним действительно владелец сумки, он протянул ему свою находку, добавив:
— Можете посчитать, ни один доллар не пропал.
Человек, которому вернули сумку, был поражен.
— Вы ведь знали, что внутри. Почему же не взяли деньги себе? — спросил он.
Парень ответил:
— Но ведь они мне не принадлежат. Я рад, что удостоился выполнить заповедь возвращения пропажи.
На уговоры принять хотя бы небольшую сумму в знак благодарности, ученик ответил:
— Для себя не возьму. Но если хотите сделать доброе дело, у меня есть идея. Наша ешива находится в трудном финансовом положении, а вы можете оказать помощь.
Вот так этот бизнесмен и оказался в кабинете директора ешивы. Он оставил у него на столе пачку купюр. Этот первый визит в ешиву оказался не последним. В дальнейшем бизнесмен совершил тшуву (вернулся к Традиции), объяснив это так:
— Мне было ясно: если бы кто-то из моих детей нашел такую сумку, деньги никогда не вернулись бы к владельцу. Когда я увидел огромную пропасть между воспитанием, которое дает Тора, и нашим воспитанием, у меня не осталось сомнений, где искать истину. И к этой истине я захотел присоединиться.
Иногда именно сравнение пути Торы с путем остального мира выявляет величие, которое Тора дарует изучающим ее.
Отсюда и ответ на наш вопрос. Ангелы вышли из дома Авраама, столпа милосердия, и оттуда отправились в Сдом — обитель всех грехов и жестокости. Резкий контраст между мирами прояснил картину в целом, выявил глубину греховности жителей Сдома.
Это и подчеркивает Тора, говоря: «И встали оттуда те мужи…» Они встали, чтобы выйти из дома Авраама, «и устремили взор на Сдом». Именно из-за этой огромной пропасти между путем Авраама и низменным путем жителей Сдома взгляд ангелов на Сдом стал особенно суровым. (Лэламедха)
Сегодня, отвечает Хана Лернер
Вчера, отвечает Ципора Харитан
27 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Натан Агрес
Известны ли коды, связанные с Ханукой?
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Гади Поллак
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера