Темы: Воспитание детей, Беар, Оцарот, Изучение Торы, Рассказы
«И сказал Господь Моше на горе Синай, говоря: Говори сынам Исраэлевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню» (Ваикра 25:1).
«Как связана шмита (субботний год — “суббота Господня”) с горой Синай?» Эта привычная поговорка — из комментария «Торат Коаним» на нашу недельную главу: почему Тора подчеркивает, что закон о субботнем годе был дан у горы Синай? Ведь не только этот закон, но и вся Тора была дана там.
У рава Хаима Виталя есть интересное объяснение, как заповедь о седьмом годе «связана с горой Синай». Верно, что на Синае была дана вся Тора со всеми ее заповедями. Но мы могли бы подумать: чтобы исполнить их, человек должен всецело посвятить себя Б-гу, отказаться от любого ремесла и не выходить из шатра.
Поэтому Тора говорит: «Счастлив тот, чье единственное ремесло — Тора. Но и тот, кто решил заняться ремеслом или торговлей, может достичь духовных вершин, если будет действовать согласно тому, что предписывает заповедь шмиты: шесть лет работать, а на седьмой год — прекращать работу и посвящать это время духовному продвижению». Это же верно и в масштабе недели: шесть дней необходимо работать, а в седьмой — прекращать работу, делая для себя субботу днем Торы.
И в масштабе дня: можно весь день работать, а вечером идти на урок Торы. При таком подходе даже один час учебы становится самой важной частью дня, его целью и смыслом. Раби Йеуда а-Леви в книге Кузари назвал это «плод дня». Всё остальное подобно стволу дерева, его ветвям и листьям. Даже если ствол высок, а листва густа, дерево всё равно сажают ради плодов!
Тогда человек становится «Иссахаром и Звулуном» в одном лице: столько-то часов он занимается ремеслом, чтобы потом позволить себе несколько часов учебы.
Есть и те, кто готов потерять любые богатства мира, лишь бы не потерять время, отведенное на учебу. Для них Тора — вся их жизнь. Именно таким человеком был рав Глик.
В течение многих лет рав Давид Глик добросовестно управлял своим магазином скатертей. Гораздо больше, чем работать, он любил заканчивать рабочий день и идти на ежедневный урок гаона рава Симхи Кеслера в синагоге «Агудат Рэим». Активное участие рава Глика делало урок еще более увлекательным.
Урок начинался в восемь вечера, и уже за час до этого рав Глик заканчивал работу, чтобы успеть на урок, который был для него словно праздник.
Однажды после полудня рав Глик обслуживал состоятельного покупателя — по крайней мере, этот человек производил такое впечатление. Он покупал товары по длинному списку. Рав Давид непрестанно поднимался и спускался по высокой деревянной стремянке.
— Принеси, возьми, покажи, протяни, открой, закрой, упакуй, замени, добавь, убавь, — командовал покупатель, а продавец с радостью выполнял его указания.
Внезапно рав Давид заметил, что уже достаточно поздно. Солнце клонилось к горизонту, длинные тени из окон упали на ящики, разбросанные по полу. Он стал намекать покупателю, что магазин скоро закрывается. А тот, словно не замечая, продолжал зачитывать по своему длинному списку всё новые наименования, которые собирался приобрести.
В 19:45 рав Давид решительно закрыл кассу и сжал в кулаке связку ключей:
— Раби Йеуда, я закрываю магазин на замок и засов. Вам лучше остаться с другой стороны двери.
Покупатель отказывался верить собственным ушам.
— Вы, конечно же, не владелец этого магазина, — бросил он раву Давиду. — Если бы о Вашем поведении узнал хозяин, он немедленно бы Вас уволил. Даже в банке клиента, который пришел перед закрытием, не выставляют на улицу.
Было неприятно, но рав Давид напомнил покупателю: когда тот только достал из кармана длинный список, ему было сказано, что без четверти восемь магазин закрывается.
— Кроме того, — улыбнулся рав Давид, — я владелец магазина.
Но покупатель упорствовал. Он не был готов расстаться с товарами, которые ему так тщательно упаковали.
— Приходите завтра, я сохраню для вас все упаковки. Никто их не тронет.
— Нет, — замотал головой покупатель. — Я хочу купить сейчас.
Было уже 19:50. Рав Давид даже представить себе не мог опоздания.
— Возьмите ключи от магазина, — обратился он к пораженному покупателю. — Выберите себе товары, какие захотите, а позже рассчитаемся.
Он бросил связку ключей на стол и вышел из магазина. Но успел сделать несколько шагов, как услышал, что покупатель бежит за ним. Обернувшись, рав Давид увидел, что тот бросил все сумки.
— А теперь что? — поразился продавец.
— Я работаю в налоговой инспекции, — начал «покупатель» с улыбкой. — А Ваш магазин попал в случайную выборку предприятий для детальной проверки: насколько правильно ведется бухгалтерия. Я стал покупать у Вас товар, чтобы посмотреть — отметите Вы его в отчетности, как положено, или нет. А теперь хочу помочь Вам разложить всё по местам и оставить Вас в покое. Я уже понял, что в Вашей жизни есть ценности выше денег. Таких людей проверять не нужно (Бэха Батахну).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский