Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Шмита, Беар, Нахум Пурер
Тора повелевает раз в семь лет прекращать сельскохозяйственные работы в Эрец Исраэль. Этот субботний год называется шмита. Через каждые семь семилетних циклов, в пятидесятый год, наступает йовель (юбилей); о его приходе возвещают трублением в шофар в Йом кипур. В этот год тоже запрещено обрабатывать землю. Б-г обещает евреям сверхвысокие урожаи в канун шмиты и йовеля, чтобы обеспечить их нужды в период простоя. В юбилейный год вся земля возвращается прежним владельцам ради сохранения ее первоначального деления среди колен, произведенного Йеошуа бин Нуном после вступления в Эрец Исраэль, причем все еврейские рабы получают свободу, даже если они еще не отработали на хозяина шесть положенных лет.
Тора запрещает давать рабу унизительную, бессмысленную и изнурительную работу; еврейского раба нельзя продавать на невольничьем рынке. Его труд оценивается в зависимости от времени, оставшегося до выхода на свободу.
По такому же принципу рассчитывают и стоимость земли, которую предстоит вернуть прежним хозяевам. Человек, продавший наследный удел, имеет право выкупить его через два года. При продаже дома в обнесенном стеной городе срок выкупа ограничен одним годом. Города левитов закреплены за ними навечно. Евреям запрещается брать и получать друг у друга проценты с денежных и вещевых займов. Родственники обязаны выкупить еврея, попавшего в долговое рабство к нееврею.
Формулируя заповедь шмиты, седьмого года, Тора пишет: «…земля должна покоиться в шабат Б-га» (25:2).
Когда евреи находились в египетском рабстве, Моше отправился к Фараону и убедил его ослабить гнет каторжного труда. Он сказал, что если эксплуатировать рабов, не давая им отдыха, то они очень скоро перемрут, нанеся государственной казне невосполнимый убыток. Делая вид, что он заботится о благосостоянии Египта, Моше посоветовал Фараону предоставить евреям один выходной день в неделю. Тот принял этот совет и предложил Моше самому выбрать такой день. Пророк указал на шабат, и затем, после всех грандиозных событий Исхода, правильность его выбора была блестяще подтверждена: еврейский народ получил заповедь соблюдения и освящения шабата.
Другими словами, евреи начали соблюдать шабат еще в Египте, но тогда этот день был для них лишь передышкой от каторжного труда, а не религиозной заповедью. Лишь после того, как Всевышний повелел им: «И будете вы соблюдать мои шабаты», еврейский народ стал прерывать трудовую деятельность в седьмой день не для отдыха и восстановления физических сил, а исключительно ради выполнения воли Творца.
Та же мысль содержится и в сегодняшнем разделе: «Земля должна покоиться в шабат Б-га». В седьмой год мы прекращаем работу на полях в Эрец Исраэль не для того, чтобы дать отдых земле, не для повышения ее урожайности и не для того, чтобы позволить естественным экологическим процессам восстановить плодородие почв. Наш уход с полей — это чистый акт веры. Б-г дал нам заповедь шмиты, и мы, не рассуждая, выполняем ее.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.