Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Помощь ближнему должна оказываться безвозмездно и беспроцентно. Нарушители этого запрета не воскреснут во время прихода Машиаха. А как быть с банками и ипотекой?

В недельной главе «Беар» упоминается запрет взимать проценты с евреев: «Не бери у него лихвы и роста, и бойся Б-га твоего» (Беар 25:35).

Самое простое объяснение — евреи являются братьями друг другу, а помощь брату следует оказывать безвозмездно. Интересно отметить, что запрет распространяется на тех, кто дает, и на тех кто берет деньги под проценты.

 

Рабби Шломо-Эфраим Луншиц, известный как «Кли якар» по названию своего фундаментального комментария к Торе, приводит дополнительную причину, по которой Творец запретил такую, казалось бы, тривиальную финансовую операцию. Когда человек занимается бизнесом, он всегда рискует. Кто сказал, что на приобретенные за большие деньги товары будет спрос? Кто сказал, что сумма, вложенная в строительство многоквартирного дома окупится? Исключение составляет заем денег под проценты: заимодавец практически со стопроцентной вероятностью знает, что по истечении определенного срока его деньги будут не только возвращены — они увеличатся в размере.

Такое положение вещей противоречит постоянной связи еврея со Всевышнимим. Ведь именно от Б-га зависит наше материальное положение, именно Он решает, удачной ли будет та или иная торговая сделка. Полагающийся исключительно на собственные силы и действия как бы удаляет Творца из своей системы координат.

В Талмуде сказано, что тот, кто одалживает деньги под проценты, не воскреснет после прихода Машиаха. Следующая история, иллюстрирующая этот принцип, произошла в городе Познань, раввином которого был рабби Акива Эйгер, один из крупнейших духовных лидеров еврейства. Местный богач скончался, и его сыновья обратились в похоронное братство «Хевра кадиша». К их удивлению, сумма, которую запросили за погребальные услуги, оказалась необыкновенно высокой.

Дети покойного обратились в судебные инстанции и даже выше. Бургомистр Познани вызвал к себе раввина Эйгера и строго спросил: «В чем дело? С какой стати похороны этого человека должны проводиться по завышенной цене?!" Рабби Акива Эйгер улыбнулся: «Ваша светлость, этот богач не только был скупердяем, который не давал бедным ни гроша, но всю свою жизнь он одалживал деньги под проценты».

«Обычно когда еврей умирает, „Хевра кадиша“ требует с его близких весьма скромную сумму. Пребывание покойника в могиле временное. Это своего рода аренда помещения. Придет Машиах, и еврей, как и другие его собратья, воскреснет. С богачом-процентщиком дело обстоит иначе. Он не воскреснет никогда. Поэтому арендная плата, которую должны внести его сыновья, логичным образом высока».

***

Как же, несмотря на запрет, функционируют израильские банки, которые выдают ссуды на приобретение квартир, учитывая, что среди их клиентов немало религиозных евреев? В таких случаях клиенты полагаются на «этер-иска», по которому работает банк.

Суть «этер иска» состоит в следующем. Допустим, один человек дает другому 100 тысяч на бизнес. Из них 50 тысяч он ему одалживает, а 50 остаются деньгами дающего, и дающий получает прибыль от своей половины денег. Т. е., он получает прибыль не за те деньги, которые он одолжил, а прибыль от той части денег, которые он оставил себе. То же самое, когда человек берёт ипотеку в банке: покупка квартиры может тоже быть «бизнесом», ведь очень часто квартиры поднимаются в цене; и человек делает банк участником своих предполагаемых прибылей.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»