Темы: Шмини Ацерет, Оцарот
Рассказывает рав Ицхак Зильберштейн.
В течение более пятидесяти лет я имел честь прислуживать моему тестю и учителю — гаону раву И. Ш. Элияшеву. Ни разу не случалось так, чтобы он не знал, что ответить на задаваемые ему вопросы. Всегда все было ясно и прозрачно для него.
Все знают, что вопросы, с которыми приходили к раву Элияшеву, считались сложнейшими в области Алахи. Это могли быть вопросы о женах, чьи мужья пропали без вести, о незаконно рожденных детях, о процентах в долге, о спасении жизни и т. д. Рав всегда находил источник в Гмаре, у ранних комментаторов и в книгах учителей закона и тотчас давал ясные ответы.
Лишь один раз случилось так, что рав напрягал свой ум в попытках дать ответ спрашивающим. Он все думал и думал, но в итоге сказал: «Не знаю, что ответить». Этот единственный случай произошел на исходе праздника Симхат Тора. Все были удивлены.
Этот вопрос был задан нашему учителю главами ешивы «Каменец» в Иерусалиме. В этой ешиве, как и в работающей при ней школе для детей, нет такого понятия, как «каникулы». Юноши учатся буквально все дни года.
На исходе Симхат Тора главы ешивы пришли домой к раву Элияшеву и изложили ему свои сомнения по поводу предстоящей учебы на следующий день — в Исру Хаг. Они рассказали, что в течение всего праздника ученики плясали и танцевали в честь Торы изо всех сил, пока не дошли до изнеможения. Вдобавок, в тот же вечер ученики ешивы помогали разбирать большую сукку и из-за этого не ложились спать допоздна. Возможно, из-за их чрезмерной усталости не следует назначать учебу на следующий день, а сделать вместо этого выходной?
Рав Элияшев положил руки на глаза и просидел так несколько минут. Он все думал и думал. Но и после того, как эти минуты прошли, он сказал посетителям, что не знает ответа… Он попросил их обратиться к раву Ш. З. Ойербаху.
Отправились главы ешивы домой к раву Ойербаху, и к их величайшему удивлению ситуация повторилась. Глава ешивы «Коль Тора», великий посек, учитель всей диаспоры, тоже положил лицо на руки, думал и размышлял, но не знал, что ответить.
Что в итоге сделали в ешиве «Каменец», мне неизвестно. Но что мне известно, так это то, что из этой истории можно сделать вывод: самые трудные вопросы касаются самой Торы и того, как к ней относиться. Особенно когда есть опасения пропустить учебу!
Давайте сделаем вывод из этого о великой награде, которая к нам придет, если мы будем педантично следить за учебным временем и остерегаться, насколько это в наших силах, чтобы не тратить впустую ни секунды (Бархи Нафши).
Читайте обзор по теме Шмини Ацерет
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Ашер Кушнир
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Рав Михаэль Солганик
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Элияу Тавгер
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.